Политика

«Настоящие санкции ЕС против Беларуси еще не вводил»

Совет Евросоюза не станет исключать из списка подпадающих под санкции чиновников знаковые фигуры, а сама его корректировка не повлияет на позицию Лукашенко в отношении политзаключенных, считают белорусские оппозиционные политики.

Напомним, 28 октября на международной конференции «Стратегии будущей политики ЕС в отношении Беларуси» в Вильнюсе глава представительства ЕС в Минске Майра Мора сообщила, что Совет Евросоюза планирует продлить действие санкций в отношении Беларуси до 31 октября 2014 года. По словам дипломата, в список будут добавлены три новые фамилии. При этом совет решил, что «более нет причин для нахождения в списке 13 человек и пяти предприятий». Однако Мора не стала уточнять, кого именно добавят и исключат из списка.

Председатель движения «За Свободу» Александр Милинкевич затруднился предположить, с каких предприятий могут быть сняты санкции. «В Европе среди прочих существует и мнение, что экономические санкции против предприятий не приносят положительного эффекта. Есть способы их обойти, например создав дочерние предприятия, зарегистрировав их на других лиц. Санкции против предприятий — скорее символические, они не приносят большого экономического эффекта», — сказал он.

Говоря о списке чиновников, в отношении которых применяются визовые санкции, Милинкевич отметил, что некоторые из них ушли с должностей, на которых совершались преступления. «Но должен быть предел сокращения списков. Белорусские власти должны делать ответные шаги. Если списки станут сокращаться без встречных шагов со стороны Лукашенко, это будет иметь негативные последствия. Здесь должно быть движение шаг за шагом с одной и другой стороны», — считает оппозиционный политик.

Лидер кампании «Говори правду!» Владимир Некляев полагает, что среди чиновников, которых могут исключить из списка подпадающих по санкции ЕС, не будет знаковых фигур. «Из списка не будет исключен не то что Лукашенко, но и кто-то из чиновников высшего эшелона, — отметил он. — Списки составлялись таким образом, что некоторые попали туда, что называется, под горячую руку. То же самое и в отношении предприятий. Вряд ли из списка исключат те из них, которые имеют реальное отношение к «кошелькам» Лукашенко».

При этом Некляев полагает, что настоящие санкции, которые реально могли бы воздействовать на экономику и на внутренние процессы в Беларуси, Евросоюз еще не вводил. «ЕС просто показывает, что он интересуется происходящим в Беларуси: кого-то исключит из списка, но и кого-то включит в него. Но в любом случае это не то действие, которое заставит Лукашенко пойти на освобождение политзаключенных», — подчеркнул политик.

Некляев отметил, что сегодня официальный Минск интересуют прежде всего деньги. «Решение МВФ пока не выдавать кредит Беларуси не только экономическое, есть в нем и политическая составляющая. Если бы этот политический аспект был снят, белорусским властям была оказана финансовая поддержка, тогда, возможно, и можно было говорить об освобождении политзаключенных. Но такой торг политзаключенными выглядел бы слишком циничным», — сказал он.

Сейчас в отношениях ЕС и Беларуси, отметил Некляев, есть одна важная проблема: что, кроме денег, может предложить ЕС, чтобы вынудить Лукашенко освободить политзаключенных. «До настоящего момента так и не сформулировано, что это может быть. Участие в Восточном партнерстве — не то политическое предложение, ради которого Лукашенко может пойти на освобождение политзаключенных. Сложилась тупиковая ситуация, и обе стороны не знают, как из нее выйти», — отметил он.

Сопредседатель зарегистрированного в Чехии международного общественного объединения «Молодой фронт» Дмитрий Дашкевич считает «очень большой ошибкой называть меры Евросоюза в отношении Беларуси санкциями». «Это чисто номинальные акции, которые демонстрируют позицию ЕС в отношении Беларуси. Санкции — это, например, отказ от покупки нефтепродуктов. В таком случае Лукашенко сразу бы освободил политзаключенных и пошел на другие уступки», — подчеркнул он.

«Пойдет ли Лукашенко на уступки в связи с изменениями в списке подпадающих под санкции ЕС? Не думаю, что такие шаги со стороны Евросоюза повлияют на его позицию в отношении политзаключенных», — отметил Дашкевич.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)