Профсоюзы
Наталья Седун

«Нашим приоритетом была и остается отмена повсеместной контрактизации»

Белорусский профсоюз работников радиоэлектронной промышленности (РЭП) готовится к съезду. Отчеты и выборы в организации состоятся совсем скоро – 24 апреля. Накануне форума «Салiдарнасць» поинтересовалась у лидера профсоюза Геннадия Федынича, с чем организация подошла к съезду и какие перемены, возможно, ее ждут в будущем.

– Геннадий Федорович, как идет подготовка к съезду?

– Согласно уставу, на съезд у нас избирается один делегат от 20 членов организации и по одному делегату от профсоюзных структур, насчитывающих менее 20 человек. Всего в форуме должно принять участие около 100 делегатов. На данный момент избрано 82. Проходят конференции в Гомеле и Гродно. 21 апреля станут известны последние результаты. Все документы к съезду у нас готовы.

– С какими результатами организация подошла к этому важному мероприятию?

– Нам есть о чем доложить съезду. Основная работа проводилась по нескольким направлениям – организационному, информационному и правовому. За пятилетие нам удалось создать 23 новые профсоюзные структуры, что в сегодняшних условиях можно рассматривать как достижение. В настоящее время структуры профсоюза РЭП действуют в 30 регионах и на 9 предприятиях. На начало 2005 года мы работали только в 9 регионах и Минске.

Что касается численности, то здесь тоже есть чем похвалиться. У нас были потери, на нас давили не меньше, чем на другие независимые профсоюзы. И все-таки, не смотря ни на что, организация выросла практически в два раза.

Да, были большие потери на Могилевском автомобильном заводе, где из профсоюза вынуждено были уйти, чтобы не потерять рабочее место, более ста человек, в автобусном парке № 1 г.Гомеля, где мы потеряли более семидесяти человек, а профактивисты были уволены с предприятия. Аналогичный случай был и на брестском частном предприятии «Риона», где вообще всю организацию заставили выйти из нашего профсоюза. Были и текущие вопросы, когда мы сами исключали людей из организации за неуплату членских взносов. Но в целом, за последние три года, к нам в профсоюз пришло 1045 человек. И это очень серьезный показатель, учитывая те нелегкие условия, в которых приходится работать независимым профсоюзам.

Очень радуют результаты работы наших юристов. За отчетный период они дали более 4 000 бесплатных консультаций по социальным и трудовым вопросам. Выиграли 74 судебных процесса, восстановили на работе десятки людей. За это время наши юристы вернули работникам 384 миллиона 200 тысяч незаконно удержанных денег. Они помогли членам организации и не входящим в профсоюз работникам составить более полутора тысяч жалоб, обращений, заявлений в различные инстанции государственной власти и суды.

– Как люди узнают о вашей организации?

– Мы издаем собственные профсоюзные бюллетени, которые распространяются в разных регионах. Самое приятное и удивительное, когда люди благодаря этим бюллетеням приходят к нам из тех регионов, где еще не ступала нога профсоюза РЭП. Как они узнают, как к ним попадают наши издания – я не знаю. Но, значит, эти издания представляют интерес, раз их передают из рук в руки. Молва людская идет.

Были примеры, когда люди приезжали из Докшиц, Дрогичина, где нет наших структур. Показателен пример, когда к нам обратились работники торговли из Гомеля. Прокуратура отказалась им помочь, но направила не в официальный, а именно в наш профсоюз. И благодаря помощи нашего профсоюзного юриста, 14 человек были восстановлены на работе. Самый последний пример: буквально на днях к нам пришли работники минского рынка «Ждановичи». У них появились проблемы, и они решили обратиться за помощью в наш профсоюз.

Хочу подчеркнуть, что мы оказываем помощь как членам, так и не членам профсоюза. Это принципиальная позиция, поскольку нам небезразлична судьба человека труда. Но в суде мы можем отстаивать интересы только членов нашей организации.

– Люди, получившие помощь, часто остаются в профсоюзе?

– Остается примерно процентов 25. Мы оказали 4 000 консультаций, и в организацию вступило больше 1000 человек. Это нормально, учитывая то, под каким давлением находятся наши организации. Но мы и не принуждаем людей вступать. Членство в профсоюзе должно быть осознанным. Это одна из стратегических задач организации и, я надеюсь, мы будем и дальше продолжать в том же духе. Можно затянуть людей в организацию, увеличить численность. Но будет ли эта организация сильной, монолитной? Мы же стремимся принимать в профсоюз тех, кто готов подставить плечо товарищу.

– Этот съезд будет чем-то отличаться или повестка дня обычная – отчеты и выборы?

– Мы планируем обсудить вопрос целесообразности дальнейшего существования института сопредседателей. У нас он введен недавно. Опыта не было, нет таких прецедентов и в международной практике. На сегодняшний день приходится констатировать, что вместе с некоторыми положительными моментами, были и отрицательные. Особенно в том, что касается оперативной деятельности.

Съезд должен обсудить эти вопросы и принять решение: сохранится ли институт сопредседательства в ближайшее пятилетие, или у организации будет только один председатель. Более того, у нас в программе развития организации есть пункт о том, что председатель не может быть одновременно руководителем профсоюза и руководителем партии или другого общественного объединения. Я думаю, что это правильно, поскольку все-таки у политической партии и профсоюзной организации несколько разные задачи, не говоря уже о методах их решения.

Я считаю, что профсоюз не может быть вне политики. Профсоюз – это общественная организация и он должен, и может контактировать, сотрудничать с политическими партиями, решения которых или уставные задачи не идут в разрез с уставными задачами профсоюза. У нас в профсоюзе сегодня целая палитра представителей разных партий – и ОГП, и БНФ, и социал-демократы, и «Справедливый мир», и оргкомитет Партии трудящихся. На сегодня профсоюз не может отдавать приоритет той или иной партии. На съезде могут быть разные точки зрения и это нормально. Но превратить съезд в разборки и балаган никому не будет позволено.

– Вы намерены баллотироваться на пост председателя?

– Да. У нас по уставу исключительно тайное голосование. Поэтому люди могут высказать свою точку зрения, независимо от того, кто на них будет смотреть и что говорить. Конечно, это еще один экзамен на прочность. Мы сознательно внесли это в устав. И я уверен, что это правильно, какой бы итог выборов не был.

Я думаю, что обязательно будут и другие претенденты. У нас много достойных активистов. Вполне возможно, что свою кандидатуру выставит мой коллега Александр Бухвостов. У нас демократическая организация и любая кандидатура будет рассматриваться наравне с другими. Я, безусловно, хотел бы, чтобы выборы состоялись на альтернативной основе.

– Какими видятся приоритетные направления деятельности организации после съезда?

– У нас в этом году принята концепция стратегии развития профсоюза РЭП. Название РЭП – профсоюз работников радиоэлектронной промышленности – это исторически сложившееся название. На самом деле, согласно уставу в нашей организации состоят работники самых разных отраслей народного хозяйства. Эта стратегия получит развитие. Мы будем развивать региональные структуры, поскольку создавать отраслевые организации в сегодняшних условиях попросту нереально. Такая затея, как показывает практика, обречена на провал.

Если продолжают нарушать наши права, не пускают нас на предприятия, будем стараться расширять влияние профсоюза в регионах, искать неформальных лидеров, которые могут и хотят защищать права трудящихся.

Приоритетом для нас остается отмена всеобщей контрактизации. Мы никогда не забывали об этой цели и будем продолжать эту работу. Ведь недавно принятый указ президента, касающийся контрактов – это очередная косметическая правка, которая просто удлиняет удавку на шее рабочего человека и не более того.

Мы продолжим сотрудничество с другими независимыми профсоюзами в рамках Белорусского Конгресса демократических профсоюзов. Нам очень бы хотелось наладить тесное взаимодействие со всеми независимыми профсоюзными структурами. Я уверен, что мы должны понимать друг друга с полуслова, уважая при этом чужое мнение. Мы должны слышать и быть услышанными. Я думаю, это позволит поступательно развиваться независимому профсоюзному движению в стране.

У нас большие планы, и, я уверен, что нам под силу их осуществить. В нашей организации – замечательные, умные, трудолюбивые и отзывчивые люди. С такими можно любые горы свернуть!

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)