«Нас пытаются кастрировать»
Российский режиссер Павел Лунгин высказался в Новой газете о нашумевшем выступлении Константина Райкина.

«Нет надобности говорить, что я поддерживаю выступление Райкина.
Мы все почувствовали его подлинную боль.
В Древней Японии самурай, чтобы выразить несогласие с действиями правителя, шел к его дворцу и делал себе сэппуку, публичное ритуальное самоубийство.
В словах Райкина была самоубийственная искренность. Давайте уважать ее.
Для меня главная миссия художника — чувствовать невысказанную боль своего народа. Реагировать на зарождающиеся противоречия.
Мы, подобны врачам, которые прививали себе чуму, чтобы вылечить болезнь
Можно обвинить этих врачей в отсутствии патриотизма или неверии в министерство здравоохранения. Но отнять у художника эту способность чувствовать боль, значит, кастрировать его, сделать его жизнь бессмысленной.
Ни один из моих фильмов не был цензурирован.
У нас сейчас прямой цензуры нет. В наше время Николай Первый стихи Пушкина не читает и лично не вымарывает.
Но получилось так, что цензура осуществляется снизу «инициативными группами» из малообразованных людей. Цензура как бы делегирована им.
Они теперь решают, нужен ли нам Вагнер, они ломают скульптуры, они обливают зеленкой детей, приехавших на исторический конкурс. Они стали «гласом народа»
Полиция бездействует, а власть не дает оценки погромщикам. А мы что, не народ?
Я боюсь, если бы мой «Остров» вышел сейчас, нашлось бы множество обиженных блюстителей и яростных ревнителей: герой не так молится, стоит спиной к церкви. Он не стандартный, не правильный. Фильм бы не вышел, разве это было бы лучше? Тем более «Царь», который говорит – о ужас! - о том, как Иван Грозный погубил Святого Митрополита Филиппа. Громить проще, чем открыть «Житие Святых» и прочитать обличительную речь Филиппа в Успенском Соборе, которой он призывает одуматься Царя, «обагренного кровию невинных».
Мы все такие разные. Райкин, Табаков, Звягинцев, я. Мы констатируем: что-то тревожное и неправильное происходит в нашем обществе. Художник чувствует себя в опасности.
Режиссер Кирилл Серебренников: «Все возвращается к самому убогому совку»
Сам процесс творчества становится подозрительным.
Прислушайтесь к нашим словам».
Евгений Миронов: «История знает случаи, когда опора на большинство приводила к плачевным результатам»
Также в поддержку Константина Райкина выступил знаменитый актер Евгений Миронов, который возглавляет Театр наций. Его речь опубликована на официальном сайте театра.

«Я вообще внутренне против расколов, против разделения на разные лагеря. Мы все время вынуждены подписывать письма, и чем больше их подписываешь, тем меньше становится их ценность и влияние. Один и тот же поступок делает тебя чьим-то врагом, а через несколько дней все меняется с точностью до наоборот.
С другой стороны, как не подписывать, если все время возникают угрозы по отношению к деятелям искусства, к их спектаклям, выставкам, книгам, фильмам – угрозы со стороны отдельных людей или каких-то сомнительных организаций, которые присваивают себе право судить об искусстве, самозванно берут на себя миссию защитников якобы нравственности и традиций... Так вот: что нам делать? Что делать с невежеством и агрессией, количество проявлений которых переросло в качество?» - задается вопросом Миронов.
...Категория количества в нашей стране в последнее время стала слишком серьезным аргументом, между тем история знает случаи, когда опора на большинство приводила не к положительным, а к плачевным результатам.
Что делать, когда агрессивные невежи влезают в сугубо профессиональную деятельность, пытаются дискредитировать понятия «художник», «творчество», «свобода»?
Объяснять, что «Даная» – не порнография, «Купание красного коня» – не пропаганда гомосексуализма, а «Лолита» – не манифест педофилии? Но это нужно делать в школе. А взрослым людям этого уже не объяснишь. Мне кажется, что выход один: объединиться в профессиональное сообщество, какой-то неформальный орган, для каждого вида искусства – свой, куда должны войти люди с безупречной репутацией, всей своей жизнью доказавшие свою компетентность, взявшие на себя ответственность перед государством за большие творческие коллективы.
Нужно, чтобы общество в каждой сфере деятельности научилось опираться на ответственных профессионалов, а не на праздных невежд, ряженых и самозванных блюстителей морали».
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное