«Нас было слишком мало, чтобы сменить Лукашенко, но слишком много, чтобы надолго испугать его»
В годовщину Площади-2010 подводим неутешительные итоги, которые аукаются до сих пор.
Фото Reuters
Чем больше проходит времени с тех событий, тем острее понимаешь, насколько эта Площадь повлияла на нашу сегодняшнюю жизнь, изменила нас и все вокруг. Увы, в этой истории нет победивших. Проиграли все. Сотни задержанных, избитых, реальные сроки, предательство…
Чем Площадь-2010 обернулась для тех, кто вышел 19 декабря? Болью и разочарованием. Бессилием от невозможности что-то изменить, ужасом и страхом от того, на что готова власть, защищая себя. А еще потерей веры в собственные силы.
Не прошла она даром и для тех, кто не вышел, поселив уверенность, что изменить уже ничего невозможно.
А чем эта Площадь обернулась для оппозиции? Нет, не только уголовными делами, тюрьмой, эмиграцией. Некоторые до сих пор не подают друг другу руку. Стоит вдруг появиться на одном фото с кем-то из политиков — и тебя сразу же закидают в соцсетях ссылками из его 9-летнего прошлого. Мы можем не помнить, что было на минувшей неделе, но отлично в деталях помним, кто, что и как повел себя тогда. Надо ли говорить, насколько сплоченнее и сильнее сделало это нашу оппозицию?
Ну а чем обернулась она для власти? Не только имиджевыми издержками, откинувшими страну на задворки, и утратой обещанных Европой денег (мало уже кто помнит, что перед выборами 2010 года ЕС обещал выделить Беларуси кредит в $3 млрд в случае проведения честной избирательной кампании).
Сегодняшние интеграционные игрища — это ведь тоже результат той Площади, которая подорвала доверие к белорусской власти в цивилизованном мире. Теперь вот приходится изображать удовольствие от процесса соития с союзником, пытаясь хотя бы принять наименее безболезненную позу.
А чем обернулась Площадь 2010-го для Лукашенко лично? Страхом, что и его нахождение у власти может быть не вечно. Да, нас было слишком мало, чтобы сменить Лукашенко, но слишком много, чтобы надолго испугать его.
Тогда, глядя на многотысячную толпу, он так и не смог обуздать свои нервы — и отдал приказ. Но если усмирить и запугать он еще оказался способен, то вернуть народную любовь, которая когда-то вознесла его на престол, уже нет. Оказывается, есть вещи, которые даже он давно не в состоянии контролировать, и, надо полагать, жить с этим крайне некомфортно.
Да, в этой истории нет победивших. Но все же Площадь-2010 не была напрасной. Мы показали, что у нас имеется и чувство собственного достоинства, и солидарность, что мы можем, когда надо, преодолеть свой страх и готовы подать голос и даже заставить его услышать. А это не так и мало.
Это то, что вселяет надежду и будет с нами, когда мы действительно решим что-то изменить.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное