Комментарии
Александр Класковский, «Белорусские новости»

"Напросится" ли Лукашенко на эпистолу после Ющенко?

Кремль бросил перчатку Ющенко. Впрочем, тут скорее к месту сленговое "поставил в игнор". Суть открытого письма Медведева: мы вас, Виктор Андреевич, больше в упор не видим. Заморожена отправка в украинскую столицу нового российского посла… Надо ли разжевывать, что все скандалы между Москвой и Киевом белорусское начальство тщательно примеряет на себя?

И Украина, и Беларусь прошли через горнило газовых войн с Россией. Вслед за "оранжевым" Ющенко в сторону ЕС, пусть и не так дерзко, стал посматривать "последний диктатор Европы". Он же подвесил в воздухе лелеемый Кремлем проект ОДКБ. В нашумевшем послании Медведев упрекает Ющенко за поддержку Саакашвили. Лукашенко, по убеждению многих в России, тоже предал в кавказской войне. И мастерски замариновал вопрос о признании Абхазии с Южной Осетией.

Короче, к обоим у российской "тандемократии" сегодня большие претензии: с геополитической ориентацией, мол, погнали не в ту степь!

Скажете, натянутые параллели? Но по горячим следам эпистолы Медведева в Киев московский политолог Владимир Жарихин без обиняков спрогнозировал: из других лидеров СНГ "на такое открытое письмо, пожалуй, напрашивается только президент Беларуси Александр Лукашенко". Мы, мол, с белорусами родня, а "с близкими родственниками, что называется, и разговор может быть не дипломатический, а с расстановкой точек над “i”".

Смысл послания Медведева Ющенко в том, что Москва как бы выносит его за скобки и предлагает соревноваться за ее благосклонность другим кандидатам — прежде всего Януковичу и Тимошенко. Так расшифровал наделавший фурора мессидж другой московский эксперт — Кирилл Коктыш. В интервью БелаПАН он не исключил, что перед президентскими выборами в Беларуси российское руководство может подобным образом бросить вызов действующему лидеру.

"Сейчас Россия и Беларусь избрали взаимоисключающие стратегии, — говорит Коктыш. — Лукашенко вступил в "Восточное партнерство", Москва начала строить БТС-2, чтобы качать нефть в обход Беларуси. Это грозит подорвать ее транзитный статус".

По мнению эксперта, ни одна из сторон не готова вот так взять да и выскочить из начатых проектов. Так что коллизии весьма вероятны.

Минский политолог Андрей Федоров также отметил в интервью БелаПАН: в случае весьма вероятной эскалации напряженности в отношениях тандема Медведев-Путин с Лукашенко "подобный ход Кремля не исключен".

Естественно, эпистола — не самоцель. Сказав "а", надо говорить "б". То есть — реализовывать свой сценарий замещения власти.

Однако гипотетический пророссийский кандидат на выборах в Беларуси не сможет нащупать сильной электоральной опоры, полагает Федоров. "Это поле выжжено действиями официального лидера, — говорит эксперт. — Государственные СМИ, по сути, ведут антикремлевскую агитацию. Российские каналы легко вырубить".

Белорусский аналитик Роман Яковлевский, со своей стороны, считает, что "зеркальный демарш в отношении Лукашенко вряд ли возможен". Нынешние же знаки внимания Москвы некоторым персонам из белорусской оппозиции эксперт трактует как игру на нервах несговорчивого партнера. Другая цель, по словам Яковлевского — "генерировать оппозиционные настроения среди белорусской номенклатуры".

Замечу: вот это уж точно глухой номер. Лукашенко за 15 лет сделал все, чтобы в вертикали не шевельнулся зародыш крамолы. "Изменников" карали образцово-показательно. Вдоволь хлебнувшие баланды Чигирь, Маринич, Козулин (список неполный) — это всё бывшие крупные чиновники, которые дерзнули перейти в противоположный лагерь. Президент регулярно перетряхивает "вертикаль" и дробит кланы. Короче, номенклатура разобщена, повязана компроматом, запугана.

И потом, вот в чем фишка: вбивая клин на Украине, московские политтехнологи исходят из того, что там будут выборы. То есть бабушка как бы надвое сказала. Иначе и огород городить нет смысла. В Беларуси же, по прогнозам многих экспертов, намечаются очередные "выборы Лукашенко". Тут уже давно работает "система ниппель".

Да и если абстрагироваться от нее: не иллюзорны ли в принципе надежды кремлевских стратегов на "сработку" неких якобы дремлющих пророссийских настроений в элитах и массовом сознании белорусов? Здесь нет такого разлома в геополитических предпочтениях между востоком и западом страны, как на Украине. И независимость как ценность все прочнее входит в массовое сознание белорусов. О чем, кстати, солидарно свидетельствуют как не очень любимые властями, так и привечаемые ими социологические службы.

Кирилл Коктыш напоминает: у Москвы такой сильный аргумент, как энергоносители. От которых, кстати, зависит и ЕС. "Белорусский выбор всегда был прагматичным: в сторону ресурсов", — говорит эксперт.

Но как этим рычагом можно реально надавить на выборах в синеокой республике? Перекрыть газ для острастки, что ли? И надеяться, что после этого благодарные белорусы дружно отдадут голоса ставленнику Москвы?

В чем сходятся опрошенные автором этих строк эксперты, так это в прогнозе, что давление Москвы вряд ли подвигнет Лукашенко к форсированной интеграции в Европу, большим уступкам в плане демократизации. Хотя опору на Западе белорусская дипломатия, конечно же, станет искать еще более активно. И возможно, достаточно эффективно. Поскольку ЕС и даже Вашингтон стали прагматичнее.

В итоге мы увидим продолжение геополитического эквилибра, облюбованного Александром Лукашенко в последний год.

Вот смотрите, в прошлом месяце он ругал Кремль за "тяжеловесную державность". Чуть ранее, в разгар молочной войны, призывал чиновников искать счастья в других точках мира. А 13 августа в интервью для канала "Россия" — уже совсем иной тон. Мол, уход Беларуси на Запад — злобная клевета. И вообще: "Помните, что единственный надежный союзник у вас остался — это Беларусь, стратегический союзник на стратегическом направлении. Так было всегда".

И опять же — как расшифровать: то ли клятва в верности, то ли предостережение? Типа: как бы не получилось, что "всегда было" — да сплыло.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)