Даже если кто-то просто смог сберечь себя, выжить, остаться собой и не пойти на компромиссы с совестью — это уже огромная победа. Нам есть за что гордиться и чему радоваться.
Нам есть за что гордиться и чему радоваться
Вот и минул 2024-й. Что он принес нашей стране и всем нам? Есть ли повод для радости или мы все больше погружаемся в беспросветную тьму и дальше только неопределенность? Подводим итоги ушедшего года.
Оглядываясь назад, действительно сложно сходу найти что-то позитивное. За этот год наша страна стала еще более зависимой от кровавой империи, стирающей жизни и судьбы людей. На полях сражений в Украине продолжали гибнуть беларуские добровольцы, и, кажется, пока нет конца этой жуткой, бессмысленной войне.
Не менее трагичной была и ситуация в самой Беларуси. Режим с той же силой перемалывал в жерновах репрессий своих политических оппонентов, да и просто тех, кто осмелился сказать «нет» диктатуре. В тюрьмах гибли политзаключенные и даже не все вышедшие на волю смогли после пыток в тюрьме пережить этот год.
Страна, как предыдущие годы, все так же теряла своих людей, которые, не вынеся преследований, вынуждены были искать пристанища в чужих краях. И уже они, как и сотни тысяч ранее выехавших, могут рассказать, сколь драматичен и труден этот путь эмигранта. Разрушенные карьеры, семьи, жизни… А истории вернувшихся — это отдельная трагическая страница. Увы, вопрос выживания в Беларуси — больше не фигура речи и лежит совсем не в экономической плоскости (хоть и там по-прежнему все не гладко).
Изоляция в политике, санкции в экономике, репрессии в культурной и общественной жизни… Все это приметы уходящего 2024 года.
Но только ли один мрак был вокруг нас весь этот год? Давайте попробуем разобраться.
Война — да. Но наша страна, вопреки прогнозам, все же так и не вступила в нее. Спросите у украинских матерей, что бы они отдали, чтобы их дети не оказались сегодня на полях сражений? Наши — дома. И надо понимать, что это не заслуга нынешнего режима. Это наша с вами — беларусов — заслуга. Мы и наше общее неприятие войны заставляют эту власть отступить, вооружают главным аргументом и позволяют хоть как-то лавировать в умело расставленных путинских сетях.
И, как это ни странно звучит, власть действительно вынуждена оглядываться на нас. Закатав все под асфальт, режим при этом продолжает нервничать, он не верит своим гражданам (что правильно) и уже вряд ли когда-либо сможет позволить себе расслабиться. Мы убили в нем его уверенность, и это нельзя недооценивать.
Смешное мероприятие, которое власти смело назвали «выборами» — тому подтверждение. Полное отсутствие альтернативы и стареющий тиран, которому «надо» (не «хочется», не «можется», а именно «надо» — ведь иначе есть все шансы почувствовать ту самую народную «любовь» и оценить всю «преданность» нынешних соратников). Постепенно теряющий форму диктатор — тоже не худший повод для оптимизма.
Мы уже даже не ждем конца, мы просто стали осознавать, что он неизбежен и каждый новый год приближает это событие. И это повод собраться и уже сейчас делать все, чтобы быть готовым к новой реальности.
Этот год стал для нас примечателен также тем, что из тюрем по амнистии начали выходить политзаключенные. Да, их непростительно мало и можно долго обсуждать причины, вынудившие режим на этот акт «милосердия», но факт остается фактом: люди выходят. А значит, это дает шанс увидеть на свободе и Машу Колесникову, и Анджея Почобута и многих-многих других безвинно осужденных.
Даже тот факт, что такое количество беларусов сегодня оказалось за пределами страны — не повод для уныния. Посмотрите, сколько беларуских культурных инициатив появилось за этот год за рубежом, сколько книг вышло, сколько научных конференций и семинаров проведено — того, что невозможно было бы сделать внутри страны. Это сегодня голос тех, кто остался внутри и лишен возможности говорить. И главная задача — сохранить нашу связь, как бы тяжело это ни было.
А сколько людей просто перешли на беларуский язык в повседневной жизни! И это еще один важнейший актив для нашего будущего.
Мы стали за этот год мудрее, избавились от романтических иллюзий и обрели понимание, что впереди еще немалый путь, который требует много сил, работы и веры. Мы не можем себе позволить уныние и апатию. Мы слишком много уже сделали, чтобы бросить это на полпути.
Читайте еще
Избранное