«Нацбанк оказался в дурацком положении»
Неизбежность дальнейшего ослабления белорусского рубля признаёт даже заместитель Надежды Ермаковой. Правда, он надеется, что спрос на инвалюту будет ограничивать ОБЩАЯ НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ!
«Мы будем вынуждены ослаблять белорусский рубль»А ведь только-только глава президентской администрации Владимир Макей выступил с оптимистическим утверждением, что девальвации национальной валюты больше не будет.
«Салідарнасць» усомнилась в этом, – и на тебе: наши опасения подтвердил заместитель председателя правления Национального банка Сергей Дубков.
Дело было на II международном форуме «Рынок капитала Республики Беларусь. Вызовы и возможности», проходящем 16 февраля в Минске. Там Сергей Дубков сообщил, что ранее запланированный Нацбанком средневзвешенный обменный курс белорусского рубля к доллару, который в 2012 году должен держаться на уровне 1 USD/9150 Br, является наиболее адекватным с точки зрения процентных ставок, сложившихся на рынке.
Поскольку сейчас доллар колеблется в районе 8300-8400 рублей, то навскидку можно предположить, что даже по расчетам Нацбанка к концу года он подорожает примерно до 10000 рублей. А это уже, извините, 20%-ная девальвация (пусть и плавная, а не одномоментная).
Более того, стабильность курса рубля на данный момент обеспечивается не успехами в экономике, а усилиями ведомствами Надежды Ермаковой. Экономист Сергей Чалый отметил в интервью «Белгазете»: «Нацбанк оказался в дурацкой ситуации: он должен и рубли покупать и доллары. Он вынужден ограничивать рост курса рубля, чтобы не снизить внешнюю конкурентоспособность, и поэтому откупает доллары. Но это приводит к тому, что в структуре денежной массы рублевый агрегат увеличивается, оказывает давление на ставки. И Нацбанк вынужден покупать рубли по высоким ставкам, которые он сам же и создал».
– Мы вынуждены сейчас изымать ликвидность, и я, как ответственный за смету Национального банка, чувствую себя некомфортно, – подтвердил Сергей Дубков (цитируется по interfax.by). По его словам, избыточная ликвидность в банковской системе сформировалась, в первую очередь, за счет подготовки к посевным работам и традиционного для января замедления активности субъектов хозяйствования.
Также замглавы Нацбанка сказал:
– Мы приобретаем валюту, чтобы избежать серьезных колебаний курса. Однако производственный цикл будет запущен, и тогда мы будем вынуждены ослаблять белорусский рубль. Но мы заинтересованы в его минимальных колебаниях
Фокусы с сальдо
Дубков «обнадёжил» собравшихся еще и тем, что относительная стабильность белорусского рубля будет также поддерживаться за счет ограниченного спроса на инвалюту в условиях общей неэффективности белорусской экономики. Правда, подобное признание из уст одного из руководителей Национального банка шокирует и сеет уверенность в мрачном будущем.
При этом надо отметить, что Дубков очень старался выражать свои мысли предельно дипломатично. Одним из подтверждений тому может служить следующая фраза: «У нас нет противоречий с Минфином, но определенная несбалансированность – есть».
В выступлении Дубкова говорилось, конечно, и о позитивных моментах. Однако обольщаться по поводу состояния экономики действительно не приходится. Так, в качестве одного из своих главных успехов за последнее время власти приводят значительное уменьшение отрицательного внешнеторгового сальдо по итогам 2011 года. Однако Дубков уточнил, что итоговые показатели (снижение дефицита на 71% до 2,2 млрд USD) не учитывают суммы перечисления в бюджет РФ экспортных пошлин на нефтепродукты и внешнюю задолженность предприятий. Так что, отрицательное сальдо в 2011-м оказалось, по нашим прикидкам, в районе 6 миллиардов долларов. А в официальных отчетах выглядело так красиво…
Куда ни кинь – всюду риски
Но и это еще не всё. По мнению Сергею Дубкова, после скорой утраты девальвационных преимуществ даже нынешняя (мы бы сказали, весьма относительная) конкурентоспособность белорусской экономики окажется под угрозой.
Ему вторит заместитель министра экономики Дмитрий Голухов:
– Ценой девальвации был выправлен ряд накопленных дисбалансов в белорусской экономике. В ближайшей перспективе преимущества девальвации будут исчерпаны.
Мало того, Голухов добавил, что «неглубокий финансовый рынок Беларуси делает страну уязвимой к внешним шокам: даже небольшой приток капитала оказывает влияние на ликвидность и процентные ставки».
Подытожить можно опять же словами Сергея Дубкова, который, как сообщает TUT.BY, констатировал, что остаются нерешенными проблемы, несущие в себе серьёзные риски. Остаётся только приветствовать похвальную честность финансиста, в корне отличающуюся от тех сказок, которыми белорусов потчевал год назад тогдашний председатель Национального банка Петр Прокопович.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное