Выборы-2020

Антон Полещук

Наблюдательница из Бреста: «На всякий случай  взяла с собой мыло, полотенце и зубную щетку»

В городе над Бугом с виду все спокойно. В воскресный полдень «антиаккумуляторщики»  впервые не вышли на свою традиционную встречу по кормлению голубей.

На улицах можно встретить людей с белыми браслетами на руках и в майках с надписью «Страха больше нет».

К полудню выборы признаны состоявшимися в большинстве районов области. Явка с учетом досрочного голосования, по официальной информации, перевалила за 50%. Причем, активность брестчан на большинстве участков с самого утра, действительно, высокая. А вот по поводу 40 с лишним процентов на «досрочке», у независимых наблюдателей, которым удалось хоть что-то увидеть, есть очень большие сомнения. 

В Бресте от кампании «Право выбора» зарегистрировано более 100 наблюдателей.

«Основных нарушений, на наш взгляд, три. Это недопуск независимых наблюдателей на участки, завышение явки и ненадлежащее хранение ящиков для  голосования», –  отмечает координатор общественной кампании по наблюдению за выборами Игорь Масловский.

Он рассказывает, как все происходило с 4 по 8 августа: «Приходят наши представители, официально зарегистрированные избирательной комиссией в качестве наблюдателей, на участок в школу, а им говорят: «Вы у нас лишний». При этом, ссылаются на постановление ЦИК №115 о том, что не более трех (наблюдателей на участке – ред.) в дни досрочного голосования.

Но статья 13 Избирательного кодекса гарантирует гласность при проведении выборов. То бишь, каждый гражданин вправе наблюдать за тем, что происходит.

Доходит до смешного. Нас выгоняют из фойе Дома культуры – дескать, вы не вправе там находиться».

Были случаи, когда представителей кампании не допустили, но им удавалось целый день сидеть в коридоре и считать людей.

«Я насчитала 41 человек. В протоколе комиссии было  записано «91». То есть, превышения не на 3-5 человек, а в разы. И так каждый день», – говорит «Салідарнасці» наблюдательница Мария.

Только от кампании «Право выбора» в Бресте подано за эти дни свыше трех сотен  жалоб, в среднем по 5-6 на участок – в районные избиркомы, а также прокуратуру города.

Молодой житель Пружанского района Язэп регистрировался наблюдателем на нескольких участках и в районной комиссии:

«Первое грубейшее нарушение, которое я зафиксировал, на 32-ом участке в д. Новые Засимовичи — неправильно опечатанные ящики для голосования. Обратил на это внимание членов комиссии. Нарушение вскоре устранили. Но когда я стал фотографировать уже правильно опечатанные урны, меня единогласно лишили аккредитации.

В Пружанах совершенно другая ситуация. Отношение к наблюдателям куда более доброжелательное, и явных нарушений почти нет.

В деревне Клепачи увидел своеобразную трактовку избирательного кодекса. Агитационные материалы за Светлану Тихановскую стали удалять с улиц уже 4-го числа, хотя агитация по закону запрещена только 9-го, в основной день голосования.

Но самым вопиющим был ответ председателя районной комиссии на мой запрос сообщить количество проголосовавших досрочно –  «Комиссия такой информацией не располагает».

На одном из участков (№ 31) независимый от власти человек является членом участковой комиссии. Это почти уникальный случай.

Пенсионерка Людмила Денисенко рассказала «Салідарнасці»: «На нашем участке также были случаи, когда наблюдателей не допускали, даже выгоняли с участка. Одну девушку хотели лишить статуса наблюдателя за мелкие нарушения: она просто пыталась защищать права свои как наблюдателя и своих коллег по наблюдению. За это решение проголосовал лишь председатель комиссии и секретарь. Большинство же выступили против, и ее  оставили. Так что и в комиссиях есть честные порядочные люди».

Екатерина – независимый наблюдатель на участке №10. На «досрочку» ей также не удалось  попасть. Но сегодня ее и еще двух человек из независимых все же допустили на участок. При этом Катя не знает, разрешат ли ей досидеть до конца и, уж, тем более, увидеть подсчет голосов:

«Слухи хотят разные. Я на всякий случай взяла с собой мыло, полотенце и зубную щетку, предупредили родных... Всякое может быть»…