Политика

«На самом деле все отношения являются политическими»

Чрезвычайный и Полномочный Посол Польши в Беларуси Генрык Литвин дал интервью агентству «Интерфакс-Запад». В нем прозвучало, по-прежнему ли Дональду Туску запрещен въезд в Беларусь и будет ли Польша размещать элементы американской ПРО на своей территории. Предлагаем избранное.

— Г-н Посол, в Беларуси почти два года не было польского посла, да и отношения между нашими странами не являлись примером отношений между соседями. Является ли Ваш приезд шагом навстречу со стороны Польши, демонстрацией доброй воли?

— Да, это так и надо воспринимать. Польша заинтересована в том, чтобы активизировать диалог с Беларусью. Хотя есть сложности, и мой приезд в связи с этими сложностями приостанавливался некоторое время. Но, еще раз подчеркну, есть желание активизировать диалог. А удастся это или нет — увидим.

Мы — соседи, и отношения надо в любом случае развивать и не забывать, что кроме актуальных политических ситуаций есть долг перед историей. Соседи должны жить дружелюбно.

— При каких условиях возможны потепление, активизация политических отношений и контактов?

— Все взаимосвязано. Если нам удастся активизировать диалог по неполитическим секторам — это уже будет потепление и дорога к улучшению отношений. На самом деле все отношения являются политическими.

Конечно, есть определенные сложности двусторонних отношений. Мы должны работать, чтобы их снять. Но есть и отношения между ЕС и Беларусью. Польша — член Евросоюза, и мы прислушиваемся к тому, что говорит ЕС. Если по этим двум направлениям: Беларусь-Польша и Беларусь-ЕС будут улучшения, возможен диалог на высоком уровне.

— Получала ли польская сторона какие-нибудь заявления с белорусской стороны, что запрет на въезд в Беларусь для премьер-министра Польши Дональда Туска более не действует?

— Отвечать точно на этот вопрос очень трудно. О таких вещах не говорится публично. Когда-то похожая ситуация была с госпожой Тимошенко, которой был запрещен въезд в Россию. Когда она стала премьер-министром, эта проблема исчезла.

Запрет действительно был, но сейчас обстановка совершенно другая. Да и наш диалог пока не настолько активизировался, чтобы можно было говорить о встрече премьер-министров. Так как вопрос визита господина премьер-министра Польши в Беларусь пока не стоит — нет повода рассуждать на эту тему. Нет сомнений, если бы мы дошли в наших отношениях до такой ситуации, дипломатические службы обеих стран смогли бы подготовиться к этому.

— Сейчас правительством разрабатывается план мероприятий по кардинальному улучшению инвестиционного климата. Там содержатся серьезные, даже революционные предложения для иностранных инвесторов.

— Когда план станет реальностью — мы поговорим об этом. Пока же есть лишь разговоры.

— Заинтересована ли Польша в использовании своих портов для перевалки белорусских грузов — калийных удобрений, нефтепродуктов? Ведутся ли переговоры по этому вопросу?

— Сейчас идет обсуждение этого вопроса. Дело не в том, заинтересована ли Польша в использовании своих портов для белорусских грузов — конечно, да. Создаются объективные причины для этого. Литовские порты, возможно, не смогут обслужить всего товарооборота, который идет через Балтийское море.

Но для того, чтобы решить вопрос использования польских портов, надо подготовить к этому железнодорожную систему. Это один из пунктов, который будет предметом переговоров на заседании комиссии по экономическому сотрудничеству Беларуси и Польши в начале года.

— Будет ли Польша размещать элементы американской ПРО на своей территории? Ожидаете ли, что Россия в ответ может разместить на территории Беларуси свои военные объекты, в том числе ядерные?

— Польша заинтересована в этом проекте, нет сомнений. Но окончательное решение еще не принято. На этом момент можно говорить только о дискуссии в обществе. Комментаторы и аналитики подчеркивают два момента. Один — безопасность стран-членов НАТО, Центральной и Западной Европы и всей системы, членом который мы являемся. Этот вопрос относится, прежде всего, к созданию такой защиты, которая может снять вопрос возможной атаки. Дело не в том, что мы ожидаем этого с определенной стороны. Но мы видим нестабильность определенных регионов мира. И никто не может гарантировать, что стабильность будет. Mы можем сделать так, чтобы было слишком сложно подумать о ракетном нападении. В этом мы видим смысл системы ПРО, а не в том, что определенная страна будет нападать на нас.

Второй момент — включение Польши в систему безопасности страны, которая является центром системы мировой безопасности. Это дает дополнительные плюсы.

Конечно, есть и экономический аргумент, особенно с точки зрения непосредственного окружения баз, где будут размещаться элементы американской ПРО.

Кроме того, правительство должно стремиться к пакетному решению вопроса, это также подчеркивается аналитиками в Польше.

— Очень актуален сегодня визовый вопрос. Действительно ли сохранится национальная виза стоимостью 35 евро, и кто ее сможет получить?

— Национальную визу сможет получить гражданин Беларуси, который документально подтвердит, что ему нужно быть в Польше более чем 90 дней в течение полугода. Это, как правило, водители-автоперевозчики, железнодорожники — люди, которые много раз пересекают границу. Это все категории граждан, которые связаны с Польшей профессионально или какими другими постоянными и связями. Все краткосрочные поездки будут осуществляться по шенгенским визам.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)