Спорт
Павел Свердлов, «Еврорадио»

Мы сегодня в хоккее — настоящие идиоты

Иметь такой результат за такие деньги для европейской страны просто стыдно, считает главный редактор газеты «Прессбол» Владимир Бережков.

Владимир Бережков (слева) с хоккеистом Андреем Ковалевым.

После поражения от французов сборная Беларуси выбыла из борьбы за медали чемпионата мира по хоккею в Словакии. В 3-х играх предварительного этапа наши соотечественники забросили 3 шайбы — против 10 голов от Канады, Швейцарии и Франции. Почему у сборной Беларуси пока не получается выиграть на этом чемпионате хотя бы одну игру, — спросило Еврорадио у редактора главной спортивной газеты страны "Прессбол" Владимира Бережкова.

Владимир Бережков: Краткого и однозначного ответа на этот вопрос нет. И, в первую очередь, я думаю, победить мешает то, что мы не заслуживаем победы. Не заслуживаем из-за нашего отношения к хоккею.

Был в конце 1990-х и в начале нового столетия период, когда в белорусский хоккей пришли большие деньги. Но, к сожалению, пришли они не к профессионалам, а вместо профессионалов, скажем так. Из управления нашим хоккеем вымыли менеджеров, которые могли сказать “нет”, которые имели свою позицию. Их заменили деньгами. Без денег, естественно, что-то сделать очень сложно. Но одними деньгами — невозможно.

Еврорадио: То есть, по вашему мнению, проблема системная — и более глубокая, чем та сборная, которая сейчас выступает на чемпионате мира?

Владимир Бережков: То, как сегодня играет сборная — проблема всего белорусского хоккея. Сборная — вершина пирамиды, выставка наших достижений. Но я хотел бы продолжить “денежную” тему. Когда идет ничем не сдержанное и почти не контролируемое вложение средств, когда не можешь посмотреть на баланс — не видишь и эффективность предприятия. Так о каких результатах тогда можно говорить?

Меня сегодня очень тронуло интервью вратаря французов Кристобаля Юэ, который 3 мая практически один победил нашу команду. Он сказал, что в сборной Франции есть игроки, которые вынуждены подрабатывать, чтобы содержать свои семьи. А наши хоккеисты, которые французов по классу существенно не опережают, пишут письма, протестуют против потолка заработков. Мол, платите мне не 7, а 8 тысяч долларов… Они спорят, по какому курсу выплачивать. Мы давно потеряли реальную цену нашего хоккея. Так как вся спортивная система у нас не прозрачная. Футбол, хоккей и другие виды спорта превратились в игрушку.

Еврорадио: Большой, зрелищный спорт – это, по большому счету, и есть игрушка… По крайней мере, для зрителей.

Владимир Бережков: Но когда я вижу в магазине какую-то вещь — я всегда интересуюсь, сколько она стоит. Вот, например, Ferrari. Мне отвечают: 300-400 тысяч долларов. Тогда я говорю: это плохой автомобиль! Он не нужен мне, я на таком ездить не буду, потому что должна быть адекватная цена. Так вот, белорусский хоккей и превратился в дорогую игрушку для взрослых, которые очень мало думают о детях.

В 1998 году сборная Беларуси впервые вошла в 8 самых крепких команд мира. А сборная Швейцарии тогда на чемпионате мира заняла 4-е место. И дальше она начала постепенно двигаться вперед. Швейцарцы не просто “кормили” свою команду — они вкладывали в хоккей на всех уровнях. Детский, юношеский хоккей. И сегодня они на равных играют с канадцами. А в прошлом году в 1/4 чемпионата мира победили Россию. Они регулярно выходят в плей-офф, а нам такие результаты и не снились! Поэтому говорить, что наш хоккей со швейцарским — на равных, — что богохульствовать. Самый интересный хоккейный клуб в Европе — “Берн”. А швейцарский чемпионат содержит в себе чуть ли не всю сборную Швейцарии. И им не платят сверхзарплаты, принятые в КХЛ. Там все прозрачно: они получают зарплаты на уровне нашего Открытого чемпионата Беларуси, с коэффициентом на европейский уровень жизни. Только на матчи ОЧБ никто не ходит. Бывает, по 100 человек сидит на матче, из которых большинство — родственники хоккеистов. А в Швейцарии ходит по 10-15 тысяч зрителей, как в КХЛ. Только у нас одна команда в КХЛ, а у них на все команды так ходят, у них это национальный чемпионат. А во Франции хоккеисты подрабатывают разносчиками пиццы, парикмахерами, строителями. И они нас побеждают. Вот она, эффективность белорусского хоккея.

Еврорадио: Так что, белорусский хоккей спасется, благодаря валютному кризису? Деньги закончатся, и иностранцы потеряют интерес к нашей стране?

Владимир Бережков: Дело не в том, закончатся деньги или нет. Дело в том, что деньги идут не туда, куда надо. Был у нас лет 10 назад чемпионат Восточноевропейской хоккейной лиги. Там играли представители 4-х стран. И в том числе детские команды, в 8-ми возрастных категориях. Игроки, которые играли в ВЕХЛ в Беларуси, получали сравнительно небольшие зарплаты: 1-2 тысячи долларов, максимум — 3. А результат мы имели на порядок лучший, чем сегодня.

Но после этого мы волюнтаристскими, я бы сказал, солдафонскими решениями все это вырезали, уничтожили. Сказали, что мы сами с усами и организовали Открытый чемпионат Беларуси, в котором финансируем команды сами… Понастроили ледовых дворцов… Я не говорю, что это плохо: база, которая есть сегодня, просто фантастическая, космическая, по сравнению с базой 10-летней давности. И, учитывая все эти средства, которые мы вложили в хоккей, я бы сказал, что мы — идиоты. Мы сегодня в хоккее — настоящие идиоты. С такими вложениями иметь такой результат могут только недалекие люди.

Еврорадио: Интересно, что игроки минской “Юности” — Китаров и Степанов — выглядят как минимум не хуже, чем хоккеисты “Динамо” — “базового” клуба белорусской сборной.

Владимир Бережков: Китаров и Степанов действительно выглядят как минимум не хуже, чем игроки КХЛ. И, я думаю, не только Китаров и Степанов. Тут есть «фактор Калюжного»: я придерживаюсь мысли, что Алексей Калюжный уехал из сборной Беларуси не из-за травмы, а потому, что он пришел в команду, и увидел, что там играют не все лучшие из тех, кто мог бы. Это только мое предположение, но я почему-то уверен, что он уехал не из-за медицинского, а из-за принципиального фактора. Я не хочу сказать, что в сборной Беларуси по хоккею есть блатные. Но то, что на данный момент в этой команде не сосредоточены все лучшие белорусские игроки, и то, что некоторые игроки из ОЧБ, в том числе, и из “Юности”, значительно превосходят в классе минских динамовцев, — для меня, как для специалиста, очевидно.

Еврорадио: Задам последний, провокационный вопрос: как вы считаете, должен ли подать в отставку тренер, чья команда показывает на чемпионате мира такой результат?

Владимир Бережков: Я не хочу за кого-то решать. Но я помню, что когда я был вице-президентом Федерации хоккея в 2001 году, ровно 10 лет назад, на чемпионате мира в Германии мы оказались в подобной ситуации. Тогда удивительные вещи происходили в Международной федерации хоккея, за уши тянули японцев. И мы скатились в утешительный раунд и, к сожалению, вылетели в первый дивизион.

До отчетно-выборной конференции ФХРБ оставалось еще примерно полгода. Тем не менее, я, несмотря ни на что, сказал, что должен уйти с должности. Потому что отвечать за поражение должны не только хоккеисты, но и руководители. Евгений Николаевич Ворсин, который тогда был министром спорта [а сейчас как раз возглавляет Федерацию хоккея. — Прим. Еврорадио] назвал мой поступок мужским. Сказал, что я поступил, как мужчина. И я надеюсь, что сегодня найдут в себе силы поступить по-мужски те люди, которые, так или иначе, причастны к результату нашей сборной на чемпионате мира. Не хочу называть персоналии и фамилии. Но виноват не один Эдуард Занковец. Виновата система. А точнее, ее отсутствие.

Напомним, после трех поражений (от Канады, Швейцарии и Франции) в предыдущем этапе чемпионата мира по хоккею 2011 года сборная Беларуси выбыла из борьбы за выход в плей-офф. Теперь белорусы сыграют в “утешительном” стыковом матче за то, чтобы остаться в сильнейшем хоккейном дивизионе.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)