Профсоюзы
Алла КСЁНЖИК

«Мы что, какая-то экстремистская организация?»

14 марта задержан председатель Свободного профсоюза металлистов (СПМ) Василий Левченков. Его обвиняют в организации встречи избирателей с кандидатом в президенты Александром Милинкевичем. Это мероприятие состоялось 24 февраля. Согласно действующему законодательству кандидаты в президенты имеют право встречаться с избирателями без специального разрешения властей. Тем не менее Левченкову, являющегося доверенным лицом Милинкевича, инкриминируют «организацию несанкционированного собрания».

Накануне ареста «Салідарнасць” взяла интервью у Василия Левченкова. Правда, речь в нем шла о делах профсоюзных. Как известно, Левченков был избран председателем СПМ совсем недавно, в начале марта. Кроме того, он остается руководителем первичной организации СПМ работников УП «Лёс» (Барань). Корреспондент «Салідарнасці» решила выяснить, как Левченков собирается совмещать работу в республиканском профсоюзе и на отдельном предприятии.

— Совмещать работу придется по необходимости, потому что для содержания нового освобожденного руководителя первички у профсоюза пока нет средств. В моих ближайших планах, как председателя СПМ, созвать Совет, чтобы оценить теперешнее состояние дел в профсоюзе и разработать стратегию развития. На мой взгляд, нужно акцентировать внимание на Минске, где сосредоточен наибольший процент работников предприятий, связанных с обработкой металла. Именно поэтому, нужно развивать профсоюз, прежде всего, в Минске, а уже потом — в регионах.

— То есть, ваша главная задача — увеличить численность?

— Любой профсоюз может быть влиятельным, только если у него большая численность. Ведь мало быть активной организацией на крупном предприятии, если она немногочисленна. Настоящий профсоюз должен быть способным перейти к активным действиям, если нужно отстоять интересы работников, в виде забастовки. То есть, по необходимости, суметь нанести нанимателю экономический ущерб. Если же он на это не способен, значит это не профсоюз, а пока еще его зародыш.

— Насколько я знаю, сейчас СПМ переживает очередную проверку Министерства юстиции…

— Главная цель теперешней проверки — ссылаясь на нехватку численности, закрыть профсоюз вообще. Примечательно, что около года назад Минюст уже проверял СПМ по этому поводу, причем с численностью у нас было все в порядке. Мы что, какая-то экстремистская организация, что нас проверяют ежегодно?! Однозначно, это предвзятое отношение. Ведь сначала наниматель устраивает массовые акции прессинга на людей, а потом начинаются проверки по численности.

Вообще, все эти люди выполняют установку власти на уничтожение любого профсоюза. Федерацию профсоюзов Беларуси в виду не имею, потому что, думаю, в Беларуси не найдется человека, который поверит, что ФПБ может организовать какие-то активные действия в защиту своих членов — хотя бы демонстрацию протеста!

— Как вы решаете проблему, с которой столкнулась ваша «первичка» на УП «Лёс», ведь вопрос с помещением так и не решен, а вас стали пропускать на предприятие только после вмешательства прокуратуры?

— Действительно, в конце прошлого года наниматель сообщил, что не может нам бесплатно предоставлять помещение в связи с новым указом президента. Чуть позже меня перестали пропускать на предприятие, а дверь профсоюза опечатали. После вмешательства оршанской прокуратуры мне все-таки выписали пропуск, правда, действительный до 23 марта.

Сейчас наш профсоюз пытается вести коллективное переговоры с нанимателем по поводу бесплатного предоставления нам помещения, которое гарантировано нам колдоговором. В противном случае, мы перейдем к коллективному трудовому спору. Кстати, в минувшую пятницу состоялась первая попытка переговоров. Договаривались, что каждую сторону будет представлять семь человек, но со стороны администрации пришли только трое. Они сообщили, что переговоры не могут состояться, поскольку их меньше. Мы же предложили назвать любых четырех из нас, которые могут уйти, чтобы сравнять количество переговорщиков. Но они отказались от этого предложения и даже не извинились, хотя сами назначали дату встречи. То есть они вообще не считают рабочих за людей! 

Вообще, помещение ведь необходимо не для председателя профсоюза, а для членов профсоюза — граждан Беларуси! Получается, что раз ФПБ от оплаты аренды освобождена, а мы — нет, происходит дискриминация по профсоюзному признаку. А это уже уголовщина, потому что такие действия четко попадают под статью 190 УК (дискриминация граждан РБ по какому-то признаку, в данном случае, по принадлежности к какому-то профсоюзу).

 

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(1)