Коктейль

Матвей Вологжанин, иллюстрации Влада Лесникова, Максим

Мужчина и мать его женщины: культурно-социологический анализ тёщи

Мы препарировали, классифицировали и микроскопировали эту разновидность женщины, которая рано или поздно заводится в жизни любого мужчины.

Да, конечно, бывают такие замечательные тещи, что и через двадцать лет после развода со своей непутевой женой ты будешь забегать к теще выпить чаю и получить пару мудрых, добрых советов. Но мы про таких замечательных тещ ничего писать не будем, потому что в любом повествовании требуется драматизм. А какой тут может быть драматизм, если человеку просто сказочно повезло с тещей?

Но везет, надо заметить, далеко не всем. Мы не знаем, почему в истории мировой живописи так много картин на темы «Геракл и лев», «Давид и Голиаф» и «Самсон и филистимляне», при том что эпохальных полотен на тему «Мужчина и его теща» в музеях как-то не наблюдается. Хотя, если сравнивать убийственный накал страстей, то Давиды и Самсоны явно останутся в проигрыше. Половина анекдотов в нашей стране посвящена вовсе не древним героям, а ей — Теще с большой буквы.

Теща — наш бич

Надо сказать, что сложные отношения с матерью жены — во многом чисто наша традиция. Англичане или какие-нибудь испанцы не поймут тонкой проблематики порванных баянов. И тому есть причины, берущие свое начало в древности.

В отличие от строго патриархального общества Европы последней пары тысячелетий, на наших территориях долгое время оставались в живых институты, связанные с матриархатом и, что самое важное, матрилинейным наследованием.

Скажем, в отличие от древних евреев, признающих право старшего сына на владение родительским имуществом, у нас старших сыновей отселяли из родительской семьи. У славян, как и у большинства древних народов, родство долго определялось по принципу «мать всегда известна», и имущество передавалось от матери к дочери, в то время как мужчины лишь «надзирали» за землями, коровами и царствами своих сестер. С наступлением патриархата нормы матрилинейного наследования у нас отчасти сохранились. Старшим детям строили их собственные избы, а с родителями оставался младший сын, а еще чаще — младшая дочь.

Дефицита земель и пространства у нас не было, так что всем было удобно: старшие дети уходят на свободу, а к тому времени, когда родители состарятся, как раз подрастет младший ребенок, который и получит основную часть хозяйства — вдогонку к необходимости заботиться о пожилых родителях. И почему часто это была девочка, тоже понятно: дочке проще делить главенство в доме с родной матерью, чем невестке.

Так что институт «примаков» — мужей, поселяющихся в дом родителей своей жены, был развит чрезвычайно. Половина наших сказок посвящена тому, как молодой человек женился на царевне и славно зажил с нею в тереме ее папаши, но практически невозможно встретить у нас классический, например, для патриархального Китая сюжет о добродетельной невестке, угождающей свекру и свекрови.

Новую жизнь в древний институт примаков вдохнул Советский Союз со своим вечным квартирным вопросом. Жить отдельно от родителей молодые семьи сплошь и рядом не могли, и в подавляющем большинстве случаев именно жена приводила к себе домой мужа. По уже упомянутой причине: дом — сфера деятельности женщины, вести в нем борьбу за лидерство маме с дочкой обычно значительно проще, чем свекрови с невесткой.

Так возник популярный ныне антагонизм: зять и теща. Теща, будучи хозяйкой в доме, не могла управлять зятем с той легкостью, с которой распоряжалась своим мужем и сыновьями. Зять, в свою очередь, был недоволен ювенильным положением своей жены, которая оставалась в зависимом положении маминой дочки и распространяла эту подчиненность и на него. (Стоит упомянуть, что мы рассмат­риваем наиболее частую, но не единственно возможную комбинацию социальных ролей в семье. Такие семьи могли быть и абсолютно гармоничными, счастливыми и крепкими.)

В странах, где разные поколения живут одной большой семьей, только если это устраивает всех, тоже могут возникать разногласия между родственниками. Но там это никогда не принимало столь глобального характера, как у нас. Теща — наш человек!

Теща как запретный плод

Тем не менее говорить, что сложного отношения к образу тещи у других народов не было, — не приходится. Вот что пишет об этом этнограф У. Грейвз, крупный специалист по анализу греческого мифа.

«Переосмысление матриархального культа великой богини привело к рождению нового образа: богини рассерженной, богини униженной, богини, пребывающей в свирепой и мстительной жажде покарать ненавистного зятя — похитителя ее прав на дочь и на детей дочери. Такой образ вызывал страх. Страх вызывали и инцестуальные табу. Не очень понимая принципы генетики, наши предки, однако, заметили, что часто у близких родственников рождаются дети больные или мертвые. Поэтому очень скоро страх перед инцестом привел к весьма интересным тонкостям брачных кодексов у разных народов. В большинстве древних сводов законов теща причислена к кровным родственникам, с которыми мужчине под страхом небесного огня нельзя вступать в близкие отношения. (Конечно, кровного родства в прямом смысле слова тут нет, но раньше считалось, что больными детей делают не летальные гены, а рассерженные нарушением закона боги. Так что логика тут есть, хотя нам ее уже не очень видно.) Поэтому стали появляться интересные обычаи, связанные с тещей-табу.

У индейцев племени черноногих, например, по свидетельству Дж. Шульца, автора книги «Моя жизнь среди индейцев», один только взгляд на тещу считался губительным для мужчины, а разговор с ней мог привести к мгновенной смерти зятя. Шульц своими глазами видел, как вождь одного из племен в полном парадном облачении был вынужден броситься в канаву и укрыться там, когда на узкой тропе навстречу ему вышла теща. Если теща навещала дочь, а зять не мог по каким-либо причинам покинуть жилище (например, был болен), то ему полагалось лежать во время всего визита молча, накрывшись с головой одеялом. Что примечательно, теще общение с зятем не причиняло никакого ритуального вреда, и Шульц, сам женатый на индианке, сумел за десять лет стараний наконец уговорить свою тещу общаться с ним. Правда, добрая женщина, идя на поводу неразумных капризов белого человека, все-таки разговаривала с ним лишь при помощи дочки, никогда не обращаясь к зятю прямо: «Нэтаки, скажи своему мужу, что мне очень понравился подаренный им платок».

У японцев, очень долгое время практически не имевших серьезных инцестуальных табу, мать супруги тем не менее причислялась к лицам, безусловно запретным в сексуальном отношении для зятя. При этом японцы прекрасно вступали в брак с собственными тетками, а иногда даже влюблялись в своих родных сестер, не вызывая слишком большого общественного осуждения.

По свидетельству Н.И. Скоморохова, среднеазиатские цыгане еще в 60-х годах XX века были убеждены, что, если прикоснуться лоскутом от юбки тещи к пище, она станет смертельно ядовитой для зятя. Один из его собеседников-цыган, правда, высмеял это суеверие, заявив, что для того, чтобы отравить суп, тряпочку нужно варить в нем не менее получаса.

Традиционный для многих народов выкуп теще за дочь был попыткой умилостивить призрак хтонического матриарха, очистив тещу от потенциальной смертоносности для зятя.

Впрочем, в тех племенах, в которых инцестуальные табу находились в недоразвитом состоянии, теща, напротив, могла быть чрезвычайно подходящим половым партнером для новобрачного. У некоторых полинезийцев, например, с женихом на брачное ложе сперва отправлялась мать жены, причем его мужская несостоятельность в этой ситуации была поводом разорвать брак без возвращения ему подарков невесте.

Самые крутые тещи в мировой культуре

Деметра

Богиня плодородия, мать прекрасной Персефоны. Персефону украл Аид — бог подземного царства, и Деметра устроила забастовку. Поля перестали приносить плоды, скот издыхал на тощих пастбищах, люди вымирали. Персефона к тому времени вышла за Аида замуж и была вполне довольна жизнью, но спорить с мамой было себе дороже. В конце концов боги кое-как уговорили Деметру с Аидом честно поделить девушку. Теперь Персефона в основном живет с матерью, а с мужем она проводит лишь три месяца в году. В эти месяцы Деметра капризничает, и в Греции наступает зима.

Алиенора Аквитанская

Знаменитая «королева всей Европы», супруга двух и мать четырех королей была еще и зловреднейшей тещей. Одна из ее дочек от Генриха Плантагенета, Элеонора, была выдана замуж за Альфонсо Кастильского. Элеонора была довольна своим браком, особая прелесть которого заключалась в том, что Альфонсо не слишком приставал к жене со всякими пошлыми глупостями, так как давно и нежно любил некую еврейскую барышню. До приезда к дочке мамы все было хорошо. Но Алиенора, посетив Кастилию, была возмущена унижением дочери и подослала к прекрасной еврейке убийц.

Екатерина Медичи

Генрих Наваррский, муж Маргариты и зять Екатерины Медичи, имел претензии к теще еще до брака. Ходили слухи, что именно Екатерина убила мать Генриха, Жанну, послав ей отравленные перчатки. От брака с Маргаритой Генрих отказаться все же не смог, хотя никакой взаимной привязанности (и, по-видимому, супружеской близости) у Генриха и Маргариты не было. После же брака отношения Генриха и Екатерины испортились настолько, что в Варфоломеевскую ночь Екатерина лично послала убийц к зятю-протестанту. Хотя Генрих и спасся, он еще долго бегал от тещи по всей Европе.

Тещи бывают разные

Шесть классических типажей проблемных тещ. Проверь, кто тебе достался и что с этим делать.

  1. Любящая мать

Очень частый типаж. Она была лучшей в мире мамой. Ею и осталась. Конечно, ее дочь — это кладезь ума, добра и талантов, так что тебе неизбежно отводится роль запаршивленного верблюда, повадившегося хлебать из этого кладезя водичку. Маме мучительно смотреть на то, как ты небрежен к нуждам ее ребенка, как ты холоден, как ты похотлив, как ты эгоистичен, как ты не ценишь украденное тобой сокровище. Она изо всех сил пытается быть с тобой любезной, но, право, невыносимо смотреть, как ты измываешься над бедной девочкой! Мечтает дожить до того дня, когда вы разведетесь, и усердно снабжает свою дочь информацией, почему вам просто необходимо это сделать.

ЛУЧШАЯ СТРАТЕГИЯ

Не стесняйся говорить комплименты ее дочке, в том числе и тогда, когда жены рядом нет. Слова у людей часто ценятся куда больше, чем поступки. Если теща поверит, что ты пребываешь в круглосуточном экстазе от ее дочери и превыше всего ставишь ее счастье, она легко может превратиться в твоего союзника.

  1. Заботливая

«Вы же деточки еще! Вы понятия не имеете, как купать младенчика, варить борщ и белить потолок. Идите, милочки, куда-нибудь, поиграйте, а мама все сделает. Вот тут в кастрюльке суп, таблетки вы, конечно, принять забудете, так я вам график приема на холодильник повешу, а ребенка до возвращения няни заберу к себе, потому что вы его уморите! Потренируйтесь пока на хомячке». Окружающие вас не понимают. Окружающие говорят, что на такую тещу молиться надо. Ты бы и молился, но недавно застал жену, хныкающую из-за того, что мама не разрешила ей взять леденец до обеда. Пришлось слезть с самоката и отлупить ее подуш­кой за то, что она такая плакса.

ЛУЧШАЯ СТРАТЕГИЯ

Определись, чего тебе больше хочется: быть взрослым ответственным мужчиной, отцом семейства или чтобы твое тинейджерство растянулось до пятидесяти лет? Если ты зачем-то выбрал первый вариант, то готовься к тому, чтобы доказывать свою самостоятельность и взрослость. А у людей как у вида, практикующего непрямую реципрокность, взрослость и лидерство определяется практически единственным фактором: главнее всегда тот, кто больше всех заботится об окружающих. Например, способность зарабатывать много денег и содержать семью является важным показателем лидерства. Равно как и умение самостоятельно разбираться с домашними проблемами, делать ремонт, оплачивать счета и сор­тировать свои носки, не дожидаясь помощи доброй мамы. Причем не надо никаких обидных устных деклараций в стиле «Да мы сами!». Когда вы будете «сами», теща, как и все окружающие, прекрасно это поймет.

  1. Соперница дочери

Многим дамам в возрасте нравится, когда за ними галантно ухаживают кавалеры их дочерей; они принимают эти знаки внимания без всякой задней мысли. Но были прецеденты, когда задняя мысль не только появлялась, но и надевала леопардовые леггинсы, дабы сразить зятя наповал. В конце концов, дочь — всего лишь маленькая глупая девчонка, бледное подобие ее самой, и нет никаких сомнений, что на самом деле парень предпочтет зрелый оригинал сопливой копии. Что самое ужасное, иногда ход ее рассуждений оказывается в целом правильным.

ЛУЧШАЯ СТРАТЕГИЯ

Оставим инцестуальную эротику в стороне — будем исходить из того, что мысль о нежных объятиях с Леонеллой Фортунатовной вызывает у тебя кататонию. Главное, не рассказывай жене о том, как ее мама опять пыталась показать тебе стриптиз на кухне. Да, мы знаем, что вы давали слово ничего друг от друга не скрывать, но лучше быть клятвопреступником, чем тем самым покойным Фердинандом, из-за которого началась Первая мировая. Советов о том, как прятаться под кроватью от нежелательного секса с немолодой родственницей, мы давать не будем. Уверены, что ты справишься с этой проблемой сам. Но ни слова жене!

  1. Обидчивая

Доктор Джекил и мистер Хайд — выпускники дошкольного учреждения по сравнению с этим восхитительным типажом тещи. Ты болеешь — она будет сидеть у твоей постели с пирожками и бульоном. Вам некуда сплавить детей? Она не поедет в Закопане, а проведет интереснейшее лето на Клязьме за рассуждениями о том, почему умные мальчики не ходят делать пи-пи в крыжовник. Вам нужны деньги? Она продаст брошь покойной бабушки. Но при этом она будет постоянно и безостановочно рассказывать и вам, и всем знакомым, и всем родственникам, как вы ее измучили, как высосали из нее все соки, как она неделю питалась одной картошкой, чтобы ты купил себе новый стартер. Когда же вы с женой принимаете героическое решение отказываться от любой маминой помощи, она обижается еще больше.

ЛУЧШАЯ СТРАТЕГИЯ

На самом деле ты находишься в весьма благоприятной ситуации: мало того, что в мире есть человек, готовый жертвовать своим удобством ради тебя, так еще этот человек сам себя вознаграждает за такую заботу, вознося себе хвалы и избавляя тебя от необходимости испытывать жгучее и неприятное чувство глубокой благодарности. Теще хочется, чтобы ей восхищались. Кому этого не хочется? Да, она неуклюже это делает, но нельзя же быть идеальной во всем. Зато в глубине души ты чувствуешь, что честно расплачиваешься с нею за помощь — проявляешь исключительное благородство и снисхождение к ее маленьким слабостям.

  1. Недовольная дочерью

Очень опасный типаж. Не всем девочкам достаются идеальные мамы, некоторые считают своим долгом держать дитя в ежовых рукавицах пожизненно. К тебе теща относится вполне спокойно, видимо рассматривая тебя как одно из пыточных приспособлений, общение с которым пойдет испорченной девчонке на пользу. Впрочем, если она заметит, что ее нападки на тебя расстраивают дочь, то она может увлечься и этим способом наказывать ее. Но нередко такая теща готова вступить с зятем в коалицию, чтобы сообща атаковать дочурку. Дочь, в свою очередь, яростно обороняется и от мамы, и от маминого подпевалы, который, вместо того чтобы защищать любимую, весь вечер упражняется в родственных остротах по ее адресу.

ЛУЧШАЯ СТРАТЕГИЯ

Полный нейтралитет. Причем официально объявленный. «Дорогая, это твоя мама. Я понимаю, что у вас сложные отношения, но я лучше перережу себе горло этим йогуртом, чем буду в них встревать. Прости!» Примерно ту же тираду стоит выдавать и в беседе с тещей всякий раз, когда она будет пытаться пользоваться тобой как очень тупым оружием. Когда они поймут, что ты на самом деле не собираешься никого из них поддерживать и осуждать, твоя жизнь сразу станет немного спокойнее.

  1. Яблоко раздора

Как известно, люди любят строить модели, мы таким образом познаем мир. В том числе — модели человеческих отношений. Что сделает Отелло, если подсунуть ему платочек Дездемоны? Громко ли будет плакать Таня, если бросить в реку ее мячик? Особыми талантами в области построения таких социальных моделей обладают женщины, и некоторые из них, к сожалению, так наслаждаются этим процессом, что готовы превращать в руины любой социум вокруг себя. «Зачем она это делает?!» — возмущаются супруги, узнав, что теща наврала про них гадостей участковому врачу, насплетничала про жену — мужу, а мужу — про внука. А ни за чем. Это было прекрасно само по себе. Искусство ради искусства. А сейчас все стоят и орут друг на друга. И все это — из-за нее. А ей — хорошо!

ЛУЧШАЯ СТРАТЕГИЯ

Никакой. Такие формы социопатии практически не поддаются истреблению. У людей, манипулирующих близкими, такое поведение вызвано тем, что у них ослаблены обычные социальные навыки: способность к единомыслию, сопереживанию и поиску компромиссов. Кстати, врожденными эти проблемы бывают редко. Зато социальные навыки часто ухудшаются в связи с возрастными изменениями психики и нервной системы: человек начинает испытывать дефицит общения, но, будучи неспособен удовлетворить его естественным путем, прибегает к приготовлению таких вот специфических блюд. Возможно, тут мог бы принести пользу хороший психиатр, но даже не надейся, что тебе удастся уговорить тещу его посетить.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 2.5(2)