Экономика
Татьяна Гусева

«Мозырский НПЗ хотел купить Сечин. А вот кому нужен «Горизонт»?»

Доктор экономических наук, профессор Борис Желиба в экспресс-комментарии «Салідарнасці» объяснил, что стоит за подготовкой к приватизации «фамильного серебра» и предприятий средней руки.

В четверг стало известно, что власти Беларуси вновь вспомнили о приватизации, на которой поставили крест в 2012 году.

На сайте Госкомитета по имуществу опубликован список предприятий, которые собираются выставить на продажу на аукционах и по конкурсу. Государство готово расстаться с 42,76% акций ОАО «Мозырский НПЗ» и почти 100% холдинга «Горизонт».

Кроме того, государство планирует продать принадлежащий ему пакет акций (от 10 до 100%) на ряде предприятий концернов «Белнефтехим», «Беллесбумпром», «Белгоспищепром» и др.

— Приватизация предприятий средней руки и «фамильного серебра» вызвана тем, что в стране нет валюты, — объясняет <>bБорис Желиба. — Во-первых, «Беларуськалий» не отгружает калийные удобрения. Во-вторых, Россия снизит поставки нефти в Беларусь в IV квартале на 41,5%, подтвердив, что поставит в этом квартале не 5,25 миллионов тонн, как в предыдущих кварталах, а 3,1. А это два основных источника поступления валюты в страну.

Курс доллара растет на 100 рублей в месяц. Девальвация белорусского рубля может ускориться и приобрести обвальный характер. Отсюда и намерение продать крупные объекты как «Горизонт» и «Мозырский НПЗ».

По мнению аналитика, условия продажи могут отпугнуть потенциальных покупателей. Например, государство может потребовать от инвестора не сокращать персонал и не трогать социальную сферу предприятия.

Потенциальными покупатели, скорее всего, станут россияне, предполагает Борис Желиба.

— Насколько результативными торги будут, трудно сказать. Возможно, по Мозырскому НПЗ договорятся. Предварительно изъявлял желание купить ту часть, которая принадлежит государству, глава «Роснефти» Игорь Сечин.

Найдутся ли покупатели на «Горизонт» — для меня лично вопрос. У холдинга плохая финансовая ситуация.

Отметим, что в списке Госкомимущества фигурируют и предприятия деревообрабатывающей промышленности: «Ивацевичдрев», «Витебскдрев», «Гомельдрев». Именно на этих предприятиях действует «крепостное право» — так в народе окрестили декрет «О дополнительных мерах по развитию деревообрабатывающей промышленности», подписанный Лукашенко в декабре 2012-го. В соответствии с этим документом работников деревообрабатывающих предприятий перевели на контракты, расторгнуть которые досрочно возможно только с согласия нанимателя.

Борис Желиба считает, что, выставляя на торги деревообрабатывающие предприятия, государство расписывается в том, что не в состоянии ими эффективно управлять.

— Очевидно, что административными шагами (я имею в виду декрет), которые не вписываются законы Конституции, проблемы не решишь, — отмечает эксперт. — Наша деревообработка не блещет показателями, и найти покупателя тоже будет нелегко.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)