«Может, у нас в Нацбанке имеется специальная программа разорения предприятий?»
Бывший заместитель министра иностранных дел и помощник президента, а ныне директор белорусского Парка Высоких Технологий Валерий Цепкало резко раскритиковал политику Нацбанка.
В своем блоге он заявил:
«Может, мы вскоре узнаем, что та финансовая неурядица, которую устроил белорусской экономике наш Нацбанк, имела глубокий стратегический замысел. И остановка работы тысяч предприятий и лишение работы 600 тысяч человек (по данным министра статистики) имели свой глубокий экономический замысел. Не исключено.
Ведь совершенно неожиданно для всех приняло руководство КНР решение ограничить инвестиции во всех отраслях экономики, кроме четырех, с их точки зрения, наиболее передовых. В свое время «революция Мэйдзи» началась в Японии с того, что были резко подняты налоги на сельскохозяйственные земли. В результате стали разоряться многочисленные крестьянские хозяйства. Сотни тысяч человек становились безработными. На первый взгляд – зачем?
Однако, смысл в этом был. Для модернизации в стране требовались свободные рабочие руки. А где их было взять? В Японии пришлось разорять крестьян, чтобы они стали работать на предприятиях, закладывающих основу будущей японской экономической мощи. В Китае - ограничивать развитие трудоемких и низкоинтеллектуальных отраслей экономики.
Может и у нас в Нацбанке имеется специальная программа разорения предприятий, чтобы создать серьезную массу свободных рабочих рук, которые пошли бы трудиться на наиболее перспективные предприятия страны, способные обеспечить технологическое лидерство нашей страны в ближайшее время?
Может я не прав, утверждая, что нынешняя валютная политика направлена на наказание экспортера? Может, я просто недостаточно проницателен, чтобы понимать причины создания дефицита валюты в стране, когда валюта от экспорта продолжает поступать (в возрастающих объемах)!
Мы уже привыкли к тому, что любое действие требует объяснение. Мы же пишем различные концепции и программы экспорта, инновационного и прочего развития. Конечно, и бизнес, и население ожидает, что ответственный представитель главного финансового учреждения страны расскажет о стратегии выхода из нынешнего положения.
Насколько я понимаю, мы психологически пока не готовы, как в наиболее успешных странах мира, сесть за один стол с деловым сообществом. Но уж точно не противоречит нашей национальной традиции выйти и объяснить: Вот, мол, у нас сложилась такая ситуация (дается описание нынешнего положения). Нацбанк планирует сделать такие шаги (первое, второе, третье). При этом ожидаются такие-то негативные последствия (рассказывается о последствиях). Однако, выполнения данных мер позволит достигнуть таких-то результатов (в краткосрочной и среднесрочной перспективе) и даст такой-то положительный для экономики эффект.
А пока все ждут, но никто не понимают, что происходит, что будет завтра, послезавтра.
Это приводит к тому, что вместо так называемого «органического» мировоззрения, при котором общество понимает основное направление (доминанту) развития, формируется эклектический взгляд на происходящее в стране. Происходит потеря ориентиров, уходит ощущение единства, идет раскол «общественного поля», когда безобидные диспуты вдруг приобретают реальное идеологическое бытие. Время и силы общества растрачиваются на обсуждения, споры, дебаты, распри, интриги, конфликты, опасность которых заключается в разложении (аннигиляции) системы….»
Читайте еще
Избранное