«Может, специально такие коррупционные мышеловки создаются, чтобы никто не сидел без работы»

Заместитель главного редактора портала TUT.BY Александр Заяц высказался о «сахарном деле».

«На сахарном рынке всегда хватало соблазнов. Можно вспомнить, что еще несколько лет назад, когда конъюнктура благоволила, Беларусь поставляла сахар в Россию по специфическим схемам. Но на это закрывали глаза, потому что государство и заводы зарабатывали, чтобы вернуть кредиты, взятые на модернизацию, и не простаивать в межсезонье. Возмущались только российские олигархи.

А потом ситуация резко изменилась. В России случилось перепроизводство сахара. Товар стали распродавать по бросовым ценам. Белорусские магазины наводнил российский сахар. Наши заводы возмутились, поставив под угрозу свое существование, а также благополучие жителей Городеи, Скиделя, Жабинки и Слуцка. Их поддержало аграрное лобби, которое продает свеклу на заводы. Власти, конечно же, подставили плечо и ввели госрегулирование цен. Меньше, чем за 1,5 рубля за килограмм, сахар на полках магазинов продавать нельзя. Стереотип о том, что белорусский сахар более сладкий, чем российский, сделал свое дело. Атака россиян была отбита.

Тем временем аналитики прогнозировали скорый рост цен на сахар в России. Это означало, что Беларуси надо было удержаться на российском рынке. Однако, чтобы сахар в РФ покупали, следовало предложить конкурентоспособную цену. Так на полках российских магазинов появился белорусский сахар, который на треть, а то и больше был дешевле, чем в Беларуси. Но для Беларуси, как бы это удивительно ни звучало, это в принципе нормальное явление — продавать продукцию по цене в районе себестоимости и даже ниже. Чтобы хоть как-то поддерживать жизнеспособность слабых госпредприятий.

Правда, в разнице цен предприимчивые люди увидели новое «окно возможностей». Что было дальше — смотрите выше.

Еще один заработок руководителей заводов состоял в закупке мешков для сахара у белорусского монополиста. Для производителей сладкой продукции, которые показывали убытки, это аукалось увеличением расходов на приобретение упаковки по завышенной цене. Но топ-менеджеров, судя по всему, мало волновало финансовое положение госзаводов. Они получали свое вознаграждение через российскую фирму-посредника, где оседала вся прибыль от упаковочного бизнеса.

Александр Лукашенко говорит, что такого дела в Беларуси еще не было. Наверное, в сахарной отрасли точно не было. Да и впервые удивили весь мир эффектным разворотом самолета в небе Евросоюза. Хотя логика белорусских силовиков понятна — проще развернуть свой борт, чем потом как минимум год добиваться экстрадиции директоров.

Но как бы там ни было, факт в том, что искоренить коррупцию не получается. Хотя борьба идет нещадная. Или видимость борьбы — потому что в сахарном деле фигурируют и силовики, которые «крышевали» сахарников. И уже точно не в первый раз публику знакомят с «оборотнями в погонах».

Недавно лидер бизнес-союза Александр Швец назвал самую питательную среду, на которой коррупция произрастает: проблемы взаиморасчетов между государственными и частными предприятиями, непогашенные долговые обязательства госсектора.

— Ситуация, когда госпредприятия не рассчитываются по своим договорам, а надежды частника, получившего судебное решение в свою пользу, тоже очень невелики, содержит в себе мощнейшую коррупционную составляющую. Всегда есть чиновник, принимающий решения или способствующий их принятию. А когда один, задолженность перед которым — год, видит, что платят тому, перед кем задолженность месяц, то он ищет принимающего такие решения. И эта ситуация в силу наличия огромного неэффективного госсектора в стране и чрезмерного присутствия государства в управлении им очень распространена, — говорил эксперт.

Так в принципе и с сахаром. Основные участники те же — госзаводы-монополисты с господдержкой.

Уже не один раз говорилось, что госсобственность, директивное установление цен, наличие льгот и преференций являются самым большим рассадником для коррупции. Как итог — новое сахарное дело. Хотя, может, специально такие коррупционные мышеловки создаются, чтобы никто не сидел без работы. Ни силовики, ни чиновники, ни управленцы. А развороты самолетов и погони в сторону границы — на потеху обычным людям, которых перед этим поставили в популярную позу, заставив платить за килограмм сахара полтора рубля.

Пора уже забыть про ужасы невидимой руки рынка и стремиться жить по общепринятым цивилизованным правилам торговли и бизнеса, используя в случае чего антимонопольные практики. И лишь в крайнем случае — силовиков».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(19)