Филин

Валерия Уласик

Можейко: «Одного желания добавить тоталитаризма мало»

Аналитик в комментарии Филину — о беспрецедентной идеологизации школы.

В Беларуси от учебных заведений требуют поднятия флага и исполнения гимна, активно продвигается «пионерия» и патриотическое воспитание. В школах оборудуются музеи и музейные комнаты по истории «геноцида белорусского народа», а сегодня у себя во дворце Лукашенко провел четырехчасовой «селекторный открытый урок» с прямой трансляцией во всех школах и ВУЗах.

Будут ли эффективными методы властей, и возможно ли бороться с тотальным контролем и пропагандой в учебных заведениях, Филин обсудил с аналитиком Белорусского института стратегических исследований (BISS) Вадимом Можейко.

Вадим Можейко

— Думаю, несмотря на то, что власти хотят сделать с образованием, это не значит, что у них все получится. Одного желания добавить тоталитаризма мало. Лукашенко любит отсылать к земле, к народу. В белорусском народе говорят: «Бадлівай карове бог рагоў не даў».

Поэтому он бы, может, и мечтал построить какую-нибудь Северную Корею, но объективно для этого нет возможностей и ресурсов. Завинчивать гайки власти будут, но не думаю, что все эти инициативы будут иметь какой-то фантастический успех.

Безусловно, найдутся учителя, проявляющие служебное рвение, которые будут устраивать промывку мозгов. Слишком мягко было бы говорить, что такие попытки не принесут никакого эффекта. Вред от этого, конечно, будет.

Вопрос, скорее, в том, что власти хотят добиться какого-то тотального эффекта: воспитать всех детей в духе того, что чиновники называют патриотизмом. В действительности это, конечно, не удастся.

Условно будут они детей заставлять сидеть и слушать выступления Лукашенко, а ученики вместо этого просто будут все больше под партой тик-токи смотреть. И это им будет интереснее.

То есть не потому, что они такие принципиальные противники тоталитарных режимов, а потому, что это не цепляет. Понятно ведь: чтобы привлечь внимание детей и подростков, нужно постараться. А обычно вся эта казенность не очень на такое способна.

— С детьми разобрались: им скучно, неинтересно, и это понятно, конечно. А как быть родителям? Им явно сложнее принять факт, что сейчас на уроке истории, например, их ребенку преподносят не совсем корректную информацию.

— Родителям в любом случае нужно будет как-то реагировать. Пустить все на самотек и считать: «Нормально, пусть моему ребенку промывают мозги в школе» — от такого выбора, конечно, ничего хорошего не будет.

Наверное, самое простое — это как минимум объяснять, что мир бывает вот такой: что учителя говорят правду на математике, физике, химии, но при этом те же учителя могут рассказывать про историю и политику полное вранье.

Под конец люди в СССР же как-то выучили, что все официальное постоянно врет. И жили с этим.

Полагаю, что чем больше в школе будет муштры, идеологии, военных сборов и всей этой тоталитарной мерзости, тем больше родители будут думать о новом плюсике эмиграции: возможности дать детям качественное образование.

Ведь довольно известна фраза: «Мы жили плохо, но вот хотя бы детям дадим пожить лучше». Поэтому для многих это может стать хорошей мотивацией.

Мы уже наблюдали тенденции роста количества белорусских студентов, получающих высшее образование за границей. Вполне логично, что люди станут уезжать и смотреть, как развиваются школы для экспатов в той же Польше, Литве или Грузии.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(19)