Филин

Михаил Мишкин

Можейко: «Не очень себе представляю, как военным путем может быть одержана безоговорочная победа над ядерным государством»

Аналитик — о бурной реакции на «мирный план» миллиардера для России и Украины.

Один из богатейших людей в мире, инженер и филантроп Илон Маск разжег очередной скандал всего одним твитом — предложив собственный план, как закончить войну России в Украине. Впрочем, ни идея окончательно отдать Крым РФ, ни фраза о новых референдумах под контролем ООН в аннексированных областях энтузиазма у интернет-пользователей не вызвали.

Филин обсудил с политологом, аналитиком BISS Вадимом Можейко, почему призывы к миру вызвали столь бурную реакцию в обществе.

— Конечно, от Илона Маска неожиданно было видеть подобные заявления, мы знали его куда более проукраинскую позицию, — говорит аналитик. — Но, во-первых, всегда полезно придерживаться принципа «Не сотвори себе кумира». Не надо в каких-то людях за их заслуги в определенной сфере или в определенное время считать, что эти люди самые умные во всех сферах и всегда, в любой момент времени.

Все люди, всем свойственно иногда заблуждаться, иногда быть не очень информированными. А иногда, в конце концов, и иметь свое экстравагантное мнение.

Илон Маск сказал то, что сказал — имеет право, и мне кажется, не стоит излишне переживать по этому поводу, если только вы не владелец акций Tesla. Потому как в современном мире подобные заявления, несомненно, отражаются на том, насколько люди доверяют говорящему, его адекватности, и могут приводить к падениям акций или продаж каких-то компаний. Хотя справедливости ради заметим, что акции Tesla постоянно то растут, то падают, в том числе в результате заявлений по разным поводам Илона Маска — это часть его бизнеса и имиджа компании.

Возможно, объяснение не самой своевременной или удачно оформленной миротворческой риторики куда проще, и дело просто в усталости и страхе от ядерного шантажа Кремля — все же сложно более полугода жить в постоянном напряжении?

— Когда мы говорим об общественных настроениях, то действительно, и усталость, и страх оказывают на них большое влияние.

Но вряд ли это применимо, например, к поведению и риторике Папы Римского. Когда идет большая война, то он, как один из духовных лидеров, заинтересован в том, чтобы она как можно скорее закончилась и стороны помирились. Потому в общем и целом понятна его идея обратиться к обеим сторонам конфликта и призвать их «давайте жить дружно».

Другое дело, что, глядя на конкретную ситуацию, сформировав о ней мнение и видя, мягко говоря, неравнозначные действия сторон (Украина честно реализует свое право на суверенную внешнюю политику, а Россия нарушает все мыслимые, писаные и неписаные, договора, и нападает на Украину), конечно, о равной вине говорить не приходится.

Но в целом большинство конфликтов урегулируются таким образом, когда обе стороны идут на уступки — не потому, что всегда справедливо и правильно прекратить выяснять, кто прав, кто виноват, а потому лишь, что это важный шаг в приближении к миру.

Однако, отмечает аналитик, здесь и сейчас миролюбивые призывы Папы Франциска оказались не очень уместными:

— Обе стороны настроены на силовое решение вопроса: и Россия, и уж тем более, Украина, у которой, кажется, неплохо это получается на поле боя. И в такой ситуации голос Папы Римского, призывающего принять на себя равные степени вины просто для того, чтобы стать ближе к миру, конечно, не будет услышан.

Тем не менее, даже сейчас, не признавая итогов «референдумов», некоторые западные политики продолжают говорить о том, что необходимо искать дипломатические пути и договариваться с Россией (Владимир Зеленский, напомним, подписал указ о невозможности переговоров с Путиным).

Будут ли продолжать звучать эти голоса, когда Россия продолжает ядерный шантаж и переходит «красные линии»?

— Безусловно, такими действиями Россия ослабляет позиции всех тех, кто выступает за переговоры и мирное решение вопроса, и все больше поддерживает тех, кто утверждал и утверждает, что Россия — опасный сумасшедший монстр, которого нужно изолировать, и по-другому с ним невозможно обращаться. В этом смысле РФ сама себе роет яму.

Но все военные конфликты так или иначе заканчиваются миром, и часто он достигается не путем безоговорочной победы.

Я, например, не очень себе представляю, как военным путем может быть одержана безоговорочная победа над ядерным государством. Как это может выглядеть, как, какими угрозами можно отобрать ядерное оружие? Поэтому полагаю, что мирные переговоры — все равно неизбежная вещь.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 2.7(39)