Сейчас у России риторика крайне милитаризированная. И в данном случае, пытаясь потакать этой милитаризации, Минск очень далеко заходит и приближается к большой войне. И это очень печально и очень рискованно.
Можейко: «Минск очень далеко заходит и приближается к большой войне»
Политолог — об очередном заявлении с угрозами от беларусского режима.
Министр обороны РБ Виктор Хренин на XI Московской конференции по международной безопасности сделал «однозначный вывод»: «Возможность прямого военного столкновения с НАТО в будущем становится весьма очевидной».
По словам Хренина, «единственное, что сдерживает властные структуры стран «золотого миллиарда» от развязывания крупномасштабной войны — это угроза ядерного ответа на их действия».
— Неслучайно Беларусь рассматривает возвращение тактического ядерного оружия на свою территорию, как действенный фактор стратегического сдерживания, — подчеркнул Хренин.
Он обвинил западные страны «в готовящемся внезапном нападении», ориентированности «на крупномасштабную войну», высказал претензии по поводу якобы стремления «западных элит» к «региональному доминированию», «обеспечению своей гегемонии в модели однополярного мира, чтобы контролировать ресурсы всей планеты», «в фактическом возрождении работорговли» и попытках колонизации.
При этом текст Хренин зачитывал по бумажке и так ни разу и не смог выговорить правильно производные слова от «колонизировать».
Вместо «неоколониального режима» он произнес «неоколинального режима», вместо «для современных неоколонизаторов» — «для современных неоканализаторов» и вместо «является своеобразной колонизацией» — «является своеобразной колонилизацией».
— То, что Хренин читает строго по бумажке, абсолютно нормально. На таких конференциях только Лукашенко может говорить «от себя», — отметил в экспресс-комментарии Салідарнасці координатор белорусской экспертной сети «Наше мнение» Вадим Можейко. — Этот заготовленный текст означает, что все, что прозвучало, не какая-то локальная оговорка, а официальная позиция.
Думаю, что сказанное не является инициативой Хренина. Минск привык говорить то, что кто-то хочет услышать. Особенно это заметно на примере риторики Лукашенко в адрес Кремля, колоссальную поддержку которого он ощущает.
В то же время встречаясь с западными журналистами, он тоже обычно говорит то, что им хочется услышать.
Особенно политолог обратил внимание на упоминание в речи Хренина угроз ядерным оружием.
— Пассаж про ядерное оружие здесь наиболее существенный. Это довольно логичный вывод для всех сегодняшних диктатур: действительно в первой четверти XXI века единственный надежный способ сохранить свою диктатуру такой, как ты хочешь, — ядерное оружие.
Каддафи отказался от ядерного оружия и закончил, как в самых страшных кошмарах всех диктаторов. Ким Чен Ын не отказался, а, наоборот, развивает — и все с ним хорошо, во всяком случае до тех пор, пока он не примет это оружие.
Отсюда вполне логичный вывод Минска о том, что размещение ядерного оружия может быть вот такой вот страховкой. Конечно, при этом игнорируются все риски, которые есть от такого размещения.
И тот факт, что этим ядерным оружием распоряжается не Минск, а Москва. Но это деталь, на которой Минобороны старается внимание не акцентировать.
— Вы сказали, что «Минск далеко заходит и приближается к большой войне». Но это вряд ли мысли Минска. Хренин озвучивает даже не позицию Лукашенко, а позицию Кремля?
— По примеру своего начальника, который, приезжая в Россию, всегда озвучивает то, что приятно Путину, как я уже сказал. Например, про ту же «экскурсию «Вагнера» в Варшаву и Жешув».
В любом случае пока это просто риторика, выглядит этаким дипломатическим ходом.
Но мы уже видели, к чему привела подобная риторика в потакании России в начале 2022 года. Все эти заявления про совместные учения закончились тем, что Беларусь стала соагрессором.
— Поэтому и к данному заявлению, вы считаете, стоит относиться серьезно, не отвлекаясь на то, что министр то ли от волнения, то ли от незнания так и не сумел выговорить слово «колонизация»?
— Может, от волнения оговорился. В конце концов, грамотность не относится к числу ключевых навыков министра обороны.
Но если говорить серьезно, риск того, что опять по территории Беларуси пройдет чужая война, достаточно высок. Он реально не нулевой. Конечно, очень не хочется в это верить, но после вторжения в Украину игнорировать данное заявление нельзя.
Хочется верить, что и НАТО отнесется к нему серьезно и не позволит больше никакими вертолетам залетать на территорию Польши.
Читайте еще
Избранное