Кино
Максим ЖБАНКОВ

«Мольер» / Праздник лицедея

Смотреть на больших людей всегда интересно и поучительно. Притягивает магия таланта, пьянит ощутимый аромат успеха. Так и тянет спросить: ну что есть у него, чего нет у меня? Почему он — звезда, а я — статист? Именно для таких пытливых умов делаются фильмы типа «Жизнь замечательных людей». Правда, кино это, как правило, с подвохом: обещают про творчество, а выходит все больше про скрежет зубовный, жаркие объятия и смятые простынки. Именно так недавно «упростили» господина Пушкина, а нынче добрались и до Жана-Батиста Поклена. Того самого, что известен всему миру как Мольер. Обыватель получил, наконец, «своего» классика.

Создателей «Мольера» сложно упрекнуть в дерзости помыслов: первый фильм под таким названием (и с соответствующим содержанием) вышел еще в 1909, а всего существуют пять «Мольеров» разного года выпуска. И это не считая лент, где великий драматург — просто один из персонажей.

Про давний эфросовский телеспектакль «Кабала святош» с Юрием Любимовым в главной роли промолчим: это совсем отдельная тема, вечные русские споры с властью. Отметим главное: Мольер для франкофонного мира — фигура значимая и весьма популярная.

Зачем появился свежий «Мольер»? Рискну предположить, что в неравной борьбе с проклятым глобализмом французской культуре крайне нужны свои поп-иконы — ключевые культурные герои в легкой версии. Предыдущий «Мольер» был сделан в 1978-м. И его-то новое поколение спиногрызов точно смотреть не будет. А вот на свежую костюмную ленту с популярными артистами и чисто галльскими шуточками, пожалуй, клюнет. Да еще и родителей приведет.

Фильм Лорана Тирара — не фарс, а серьезное предприятие. Авторы обходятся с национальным достоянием весьма почтительно и представляют его в пышных декорациях, со знанием дела представляя изысканный и жеманный мир XVIII века. Как и в недавней «Марии-Антуанетте» лучшее здесь — интерьеры и костюмы, расшитые камзолы, шляпы, веера и ботфорты. Картинка исполнена на совесть, ее хочется не смотреть, а рассматривать. Живые герои на этом фоне явно проигрывают.

Отдав заглавную роль еврозвезде Ромену Дюри авторы совершили ход, соразмерный назначению Михаила Боярского на роль д’Артаньяна. Успешный 33-летний актер (№8 в списке пятнадцати самых сексуальных мужчин по опросу журнала Elle) лучше всего чувствует себя, изображая арабского скакуна и сталкивая со сцены налоговых инспекторов. Он знает, как расстегнуть даме корсаж и смешно надувает губы, получая отказ. Он тощ и подвижен как молодой Маяковский. Короче, он совсем неплох — сам по себе. Если не стремиться увидеть за героем-любовником автора бессмертных текстов.

Сюжет фильма, не мудрствуя лукаво, сработан по мотивам пьес Мольера «Мещанин во дворянстве» и «Тартюф», с легкой примесью «Проделок Скапена». Дивная идея: надергать цитат у классика и раздать совсем другим персонажам! И вот уже Мольер называет себя Тартюфом, его неожиданным работодателем становится напыщенный выскочка Журден (Фабрис Лючини), а светская львица Селимена (Людивин Санье) так и сыплет злыми афоризмами.

В лучших традициях социалистического реализма, авторы склонны видеть в своем герое не гения творческого воображения, а честного свидетеля реальных событий: увидел, записал и в пьеску вставил! Сделать автора персонажем его собственной пьесы… Это могло показаться любопытным. Если бы не одно обстоятельство: в этом случае он напрочь лишается зрительского интереса, превращаясь в жертву житейских обстоятельств. Мольер-Дюри не велик: он просто держит нос по ветру.

Фильм Тирара изящен как старинная табакерка. Забавен как фарс (правда, слегка затянутый). Полезен как «Мольер для чайников». И абсолютно ни к чему всем искренним почитателям изящной словесности.

Вот и вердикт: «Мольер» сделан для тех, кто не читает. И вряд ли будет читать. Однако выйдет из зала с твердым убеждением, что старина Поклен был занятным парнем. И явно знал толк в кружевных воротниках.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)