«Модернизации приходит каюк»
«Модернизация будет идти, хочется кому-то или нет», — заявил Лукашенко еще в апреле этого года.
Рисунок Алексея Меринова, «Московский комсомолец»
Под этим же лозунгом были проведены сотни совещаний в различных отраслях. Модернизации было посвящено последнее послание белорусскому народу и Национальному собранию 19 апреля.
Но с недавних пор этот красивый термин практически исчез из выступлений главы государства. Что же произошло?
— Сейчас Лукашенко почти перестал употреблять слово «модернизация». И похоже, что этому плану «большого скачка по-белорусски» приходит каюк, — заявил «Салідарнасці» политолог Александр Класковский.
Эксперт считает, что попытка провести модернизацию в стране отлично показала, способна ли нынешняя элита на какую-либо трансформацию.
— И мы уже видим, что нет. Хотя это главный вызов для Лукашенко, — отмечает политолог. — Но власть боится преобразований и постоянно их откладывает. Год назад Лукашенко заговорил о модернизации, но тут же свел все к какой-то примитивной схеме — поставить новое оборудование в цеха.
И даже эту псевдомодернизацию толком провести не удалось. Наглядным свидетельством тому стал скандал, разразившийся во время посещения Александром Лукашенко «Борисовдрева». Эта разборка может стать символом провала очередной кампании, затеянной руководством Беларуси.
— Похоже, что модернизацию вообще по-тихому сворачивают, — заметил в интервью «Салідарнасці» экономический обозреватель Сергей Чалый. — Предполагалось, что с этим лозунгом Александр Лукашенко пойдет на следующие выборы. Но выяснилось, что за столько короткое время модернизация, во-первых, не успевает дать каких-то результатов (даже там, где они будут положительными), а, во-вторых, негативные последствия видны уже сейчас в виде увеличения спроса на инвестиционный импорт.
Главная причина провала модернизации, по мнению Александра Класковского, в совковом мышлении власти.
— На выходе получается, что надо ввалить большие деньги, а непонятно будет ли потом продаваться эта продукция или нет? Потому что мыслят по-совковому. Грубо говоря, закупают линию по производству «Сникерсов», хотя они уже давно вышли из моды. И много есть таких примеров, когда купили оборудование, а не знают, что на нем выпускать и главное — куда продавать? В итоге все сводится к тому, чтобы просто освоить средства. Поэтому мы и видим, что сегодня эта модель такой затратной совковой модернизации терпит крах, — отмечает Класковский.
При этом Сергей Чалый уверен, что про модернизацию мы еще услышим.
— Она будет названа несомненным грандиозным успехом. Причем риторика будет примерно такая: смотрите, мы освоили гигантское количество денег и вот-вот, буквально в следующей пятилетке после президентских выборов, у нас начнется огромный рост, основанный на новой технологической базе... Это, конечно, будет ерундой, но надо же что-то говорить.
Еще в апреле Александр Лукашенко особо подчеркивал, что именно модернизация сегодня является вопросом выживаемости экономики. Из чего можно сделать логический вывод, что каюк в скором времени ждет не только модернизацию.
Читайте еще
Избранное