Мнение: «Разумеется, Лукашенко не мечтает стать председателем облисполкома Могилевской области»
Украинский аналитик — о чем белорусский правитель сигнализирует миру через Макея.
Обращение Владимира Макея с письмом к руководителям внешнеполитических ведомств стран-членов ЕС является очевидным сигналом со стороны белорусского политического режима, уверен украинский аналитик и публицист Виталий Портников.
— Сам глава белорусского министерства иностранных дел никогда не стал бы писать такое письмо. Любой его шаг согласовывается с намерениями Александра Лукашенко, — отмечает Портников на своем канале. — И когда Макей подчеркивает, что Беларусь не может быть втянута в войну, так как в ее истории было уже немало войн, это тоже сигнал белорусского правителя цивилизованному миру, что, по крайней мере, белорусские военнослужащие не будут участвовать в войне против Украины.
Если бы Лукашенко был уверен в прочности своего положения и, самое главное, в прочности положения своего покровителя Владимира Путина, разумеется, Владимир Макей не выступал бы с подобным обращением. Так что мы можем говорить, по крайней мере, о нервозности, которая проявляется белорусским правителем и его ближайшим окружением.
Аналитик обращает внимание сразу на несколько причин, которые могли стать поводом для появления обращения Макея к ЕС с просьбой разморозить отношения с Беларусью. Все они указывают на явное осложнение отношений между белорусским и российским правителями.
— Первое — это то, что Лукашенко может действительно считать, что Путин не победит в войне с Украиной, рано или поздно пойдет на какие-то соглашения с украинским руководством, и эти соглашения могут быть достигнуты за счет его (Лукашенко) интересов.
В случае, если Путин откажется на продолжительное время от атаки на северные районы Украины, Беларусь уже не будет ему интересна в качестве плацдарма для нападения.
Второе — то, что Путин может восприниматься Лукашенко в качестве «хромой утки». Ведь, в отличие от нас, Лукашенко имеет информацию из «бункера», может понимать настроение путинского окружения и опасаться того, что режим Путина может рухнуть в результате каких-либо внутренних противоречий.
И тогда нет никаких гарантий, что преемники Путина будут относиться к белорусскому диктатору с такой же благожелательностью. А, может, они вообще решат от него избавиться?
И третье, что также совершенно очевидно, — Лукашенко может бояться Путина, считать, что тот планирует ликвидировать не только украинский суверенитет, но и белорусский. Вряд ли Лукашенко забыл предложение российского президента «присоединяйтесь к России областями».
Это означало, что белорусский суверенитет должен быть ликвидирован, потому что для Путина не существует не только суверенной Украины, но и суверенной Беларуси. Для него Беларусь — это всего лишь несколько областей исторической России, которые должны быть присоединены к РФ.
А что в таком случае делать самому Лукашенко — становиться председателем облисполкома Могилевской области? Разумеется, не об этом мечтает диктатор, который положил несколько десятилетий для абсолютизации своей власти в Беларуси, уничтожения даже ростков демократии и гражданского общества в этой многострадальной стране, — полагает украинский публицист.
Он называет и мотив, который может подтолкнуть Путина к попытке уничтожить белорусскую независимость.
— Этот суверенитет может быть уничтожен хотя бы для того, чтобы удовлетворить российского обывателя. Сейчас он с наслаждением смотрит на своих телевизионных экранах войну России против Украины и уже мечтает о том, как все украинцы будут уничтожены.
Вместо этой картинки, которой нельзя добиться быстро, а, возможно, нельзя добиться вообще, можно показать картинку ликвидации РБ и присоединения белорусских областей к РФ.
Владимир Путин может предложить своим соотечественникам в качестве трофея «труп» Беларуси. И это, конечно, не соответствует не только интересам самого белорусского народа, но и белорусского диктатора, — считает Портников.
Возвращаясь к своему привычному маневрированию между Россией и Западом, Лукашенко, по его мнению, пытается защититься от возможных попыток Владимира Путина уничтожить суверенитет Беларуси.
— Понятно, что особых надежд на то, что цивилизованный мир вступит в какой-то диалог с Лукашенко после всех тех преступлений, которые он уже совершил вместе со своим окружением, быть не может. Но попытки Лукашенко предпринимает, — заключает украинский аналитик.
Читайте еще
Избранное