«Мне хотелось крикнуть всему Минску: «Люди, не пейте!»

Алкоголики Геннадий и Алексей рассказали «Комсомолке», как упали на самое дно и что помогло им начать жизнь заново.

Врачи бьют тревогу: количество пьющих белорусов с каждым годом растет. И пока медики пытаются понять истоки проблемы и решить, как же с ней бороться, «Комсомолка» пообщалась с теми, кто сумел признаться себе: «Я - алкоголик» - и не только начать жить заново, но и помогать другим. Оба наши героя - социальные работники-консультанты отделения реабилитации «Исток» Минского областного клинического центра «Психиатрия-наркология».

Рисунок Катерины Мартинович

Алкоголик Геннадий, 59 лет: «Если бы я был трезвый, не схватил бы нож и не ударил другого человека…»

Геннадий пытался анализировать свою болезнь: «Почему?» Но так и не нашел ответа.

- И вы не найдете! Я родился в приличной семье: мама - бухгалтер, отец - агроном. Родителей в нашем районном центре уважали. Я был шестым ребенком. Играл, как все: в футбол, войну, бегал за голубями.

С алкоголем Гена познакомился в пятом классе. С товарищами решили пропустить «вражеский» урок немецкого языка и распили бутылку вина.

Дома отец отлупил ремнем, и парнишка три года не притрагивался к спиртному.

- Жизнь с употреблением началась после восьмого класса. На выпускном мы сложились с одноклассниками, и я выпил стакан водки. И вдруг стал сильнее, умнее, свободнее. Мне понравилось! Поначалу я себя контролировал, но чем дальше, тем чаще хотелось выпить.

Помню первое похмелье: было очень плохо, но пришли приятели и сказали: «Чем заболел, тем и лечиться нужно!» Сначала я сопротивлялся, когда выпил - полегчало. С тех пор началось мое похмелье…

В то время алкоголь нужен был мне постоянно: и от нечего делать, и на похоронах, и на свадьбе. Я не заметил грань перехода в зависимость. Это был долгий путь моего употребления: и в местах лишения свободы, и во время службы в армии. Я отсидел в тюрьме 10 лет, пять - в Средней Азии, где употреблял наркотики вместе с алкоголем. Когда сидел в камере, задумывался, что если бы был трезвый, не взял бы нож и не ударил человека…

Освободившись, Геннадий встретил женщину, которая его в итоге и спасла.

- Я перепробовал разные методики: дважды кодировался и дважды срывался. Чувствовал себя без алкоголя белой вороной. В трезвой жизни было скучно и неинтересно...

Я помню последний срыв. В День космонавтики у меня родилась дочка (в этот период я не пил). После работы решил купить подарки жене и дочурке. Коллеги предложили отметить прибавление в семействе, и я решил, что от одного стакана ничего не случится.

Я выпил, купил подарки и отправился домой. До дома не дошел метров 60: я увидел возле гастронома людей, которые употребляли, и мне захотелось добавить. К жене и дочке в тот день я не попал…

Я проснулся в ужасном состоянии на блатхате и хотел умереть. После трехдневного запоя “скорая” забрала меня в наркологию, где тогда нужно было отработать 45 суток общественных работ на заводе. Я отказался, и меня выписали за нарушение режима.

В том состоянии было страшно: я и пить не хотел, и жить не хотел, не знал, куда идти.

Это был 1991-й год.

Об обществе анонимных алкоголиков я узнал от жены. Тогда еще подумал: «Они, наверное, или пьют вместе, или это секта какая-то…»

Увидев обычных людей, я растерялся: это же не алкоголики! Мужчины и женщины разговаривали и смеялись. Именно там я впервые поставил себе диагноз: «Я - алкоголик…»

Груз прошлого ушел, я почувствовал свободу. Мне хотелось всему Минску крикнуть: «Люди, не пейте!»

Уже 22-й год я не употребляю ни алкоголь, ни наркотики. За это время моя жизнь изменилась на 180 градусов: я работаю на «Амкодоре» заточником и по совместительству - инструктором по спорту. Через год стану заслуженным ветераном.

Я понимаю, что я алкоголик, и понимаю, что это навсегда. Таким, как я, нужно изменять мышление и смысл жизни. В первую очередь изменять самого себя, и жить с этой проблемой, не употребляя.

Главное - признать болезнь, неважно откуда она пошла.

Алкоголик Алексей, 39 лет: «Алкоголь скрутил меня в бараний рог за несколько лет»

Алексей (имя изменено. - Ред.) стал алкоголиком в 23 года. Скатился быстро - за каких-то шесть лет. Несмотря на постановку на принудительный учет в наркологии.

Тогда парень попросту не обращал внимания ни на постоянные приводы в милицию и попадание в вытрезвители, ни на проблемы с работой...

Лешу вырастила мама, которая и плакала, и просила: «Сынок, не пей».

- Безумие алкоголизма в том и заключается, что все грани стираются. И чувство долга, и чувство любви по отношению к близким, - глядя на симпатичного Алексея, никогда бы не догадалась, что он алкоголик.

Впервые Леша выпил в 10 лет. С ребятами случайно нашли бутылку вина и попробовали. Стало тепло в горле…

- Была даже некоторая досада - компот-то вкуснее! Я любил сладкое и слегка разочаровался, забыв про алкоголь на несколько лет.

В 17 лет я серьезно напился. Был 90-й год. Я украл у мамы талоны и купил бутылку, которую распили на работе. Мне хотелось скорее стать взрослым, как остальные коллеги, которые частенько выпивали на работе. Мне казалось, что это атмосфера настоящего братства! После меня сильно тошнило. Казалось, что никогда в жизни больше не буду пить эту гадость, но на самом деле подсознательно я понимал: «Я нашел то, что всегда искал!»

По жизни мне не хватало кайфа, расслабления и освобождения от комплексов. А с алкоголем я становился умным и сильным, каким никогда не считал себя в реальной жизни.

За шесть лет алкоголь скрутил меня в бараний рог. Милиция подбирала меня на улице без сознания раза четыре в год, а могли забирать все 34…

Я стабильно выпивал с получки, с аванса, в дни рождения сотрудников и их родственников. Потом этого стало мало, и я сам стал инициатором выпивок. Поначалу употребление на производстве сходило мне с рук, позже стал попадаться. Количество употребляемого алкоголя у меня увеличилось в два раза…

По большому счету меня остановило чудо. Сильно пугали провалы в памяти - это один из симптомов алкоголизма. Я не помнил, как уходил с работы, почему оказался в общаге у своего собутыльника. Я даже не мог выйти с его этажа, блуждал по коридорам - не помнил, где дверь…

Алексей помнит последний запой - неделя с перерывом в один день.

- Я ходил на работу, благо была вторая смена - успевал отсыпаться. Я выпивал и на работе, и после. Никакой приходил домой, потом опять шел на работу… Мама сделала замечание: «Сколько можно…» Я прервался на день, а на следующий напился и снова попал в милицию. Понял, что моя перспектива - еще один суд, потеря работы, ЛТП…

Леша пошел в наркологическое отделение и попросился в больницу.

- Понимал: буду пить - умру... Я взял себя в руки и не пил два года: сам - не кодировался и не подшивался. Проигнорировал и группу анонимных алкоголиков: было страшно и стыдно открываться чужим людям. Решил, что справлюсь своими силами. О чем позже очень пожалел. Я стал раздражительным, вспыльчивым, жизнь не приносила мне радости.

Раньше я думал, что брошу пить - и все проблемы решатся сами собой. Но это не так. Я понял это спустя два года, когда случайно заглянул на встречу анонимных алкоголиков. Я увидел там счастливых людей, которые не пили 5 - 7 месяцев, и мне стало обидно: «Как же так: я не пью два года, а они всего несколько месяцев. И при этом они светятся от радости, а я несчастен…» Меня это зацепило, я начал ходить на собрания и понял, чего мне так не хватало: радости общения и дружбы.

Бывшие собутыльники отсыпались в первый год моей трезвости. Люди, которых я когда-то считал приятелями, таковыми не являлись. Единственное, что нас объединяло - это совместное распитие спиртного. Я изменился, а окружение осталось прежним. Когда начал посещать собрания таких же, как я людей, мне стало легче все это переносить.

В итоге я ушел с работы, мне захотелось большего. Хоть меня и не хотели отпускать: за три года трезвости мне удалось реабилитироваться, вернуть доверие и стать ценным работником.

Я не пью уже 16-й год и до сих пор ужасаюсь, когда вспоминаю то время: я ненавидел людей, которые взывали к моему здравомыслию и пытались меня спасти. В тихой форме, но я ненавидел свою мать. За то, что она мешала мне пить дома. Сейчас мама вспоминает ту жизнь как кошмарный сон…

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

- Если человек пил 10 лет, ему нужно как минимум 20, а то и 25 лет, чтобы восстановиться и сказать: «Да, я могу решать эту проблему и жить без алкоголя», - прокомментировал «Комсомолке» ситуацию заместитель главного врача по наркологии Минского областного клинического центра «Психиатрия-наркология» Вячеслав Солодухо. - Некоторые спиваются за 5 - 7 лет, другие - за 15 - 20, а кто-то пьет всю жизнь и не задумывается о том, что болен алкоголизмом.

Зато каждый бросивший пить, тот, кто побывал в эмоциональном вакууме и испытал все ужасы алкоголизма, будет делиться своими впечатлениями с друзьями и близкими о том, «как прекрасно жить без употребления алкоголя», и точно попытается предостеречь злоупотребляющего человека от тех ошибок, которые совершал недавно сам.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)