Кино
Максим ЖБАНКОВ

«Мисс Поттер» / Кролики в лугах ее души

Байопики — то есть биографические фильмы — дело доходное, но при этом весьма рискованное. Доходное, потому что кино чаще всего делают про именитых соотечественников. Это льстит национальному самолюбию и манит публику в кинозалы. А рискованное — потому что почтительный взгляд снизу вверх на очередное достояние нации никак не способен гарантировать достойное качество продукта. Кроме того, локальный герой совсем не обязательно широко известен за пределами страны. И фильм о нем с трудом может рассчитывать на хороший прием за рубежом. Лента Криса Нунана «Мисс Поттер» — из этого ряда.

Беатрикс Поттер — главная сказочница британских малолеток, автор серии книжечек про Питера Кролика, беспечную утку Джемайму и джентльмена с рыжим пышным хвостом, котика Тома и прочих достойных персонажей. А еще — блестящий стилист, которого ставят в один ряд с самим Льюисом Кэрроллом. Виртуозный иллюстратор собственных историй, настаивающий, чтобы размер книжиц не превышал того, «что под силу поднять крольчонку» Автор сотен акварелей, по которым и ныне изучают природу Британии. Создательница одного из наиболее обширных национальных парков Англии. И, кроме того, значительную часть жизни — заложница обычаев высших слоев викторианского общества.

Мечты об успехе, конфликт чувства и долга, нечаянная слава, роковая любовь, возвращение к жизни и расцвет таланта… Казалось бы, идеальный материал для полноценного коммерческого фильма. Да вот беда: мисс Беатрикс Поттер — автор особого рода и никак не годится в поп-звезды.

Грузная женщина с внимательными глазами, смотрящая на нас со старых дагерротипов, меньше всего похожа на легковесную Золушку в поисках приключений. Значит, надо сменить киношное лицо на более подходящий вариант. Исполнительный продюсер фильма Рене «Бриджит Джонс» Зельвегер посмотрела в зеркало. И решила, что это хорошо.

Рене Зельвегер пребывает в том счастливом возрасте, когда в секс-бомбы уже не берут, но и в бабушки еще рановато. Мировой успех «Бриджит Джонс» позволил выбирать работу по вкусу. И роль Беатрикс Поттер пришлась весьма кстати: с одной стороны — еще одна распустёха, выходящая в дамки (прямая отсылка к предыдущим ролям), с другой — непростой исторический персонаж (замах на более сложные работы). Однако опустить героя до собственного уровня гораздо проще, чем подняться до его высот.

Не скажешь, что «Мисс Поттер» невероятно плоха. Но она симпатична ровно в той мере, что и прочие европейские ретро-фильмы. Атмосфера старой Англии, британский шарм, любовь к деталям и точность в мелочах, пыхающие дымом паровозики, бегущие по мостам над заросшими зеленью речками, сухощавые джентльмены, падающие на колени перед дамами в шляпках с вуалью, бег пера по гербовой бумаге и робкие взгляды единственных наследниц… Не будь всего этого, фильм утратил бы большую часть своей привлекательности — поскольку он заполнен событиями, вполне предсказуемыми.

Если героиня втайне сочиняет истории — значит, будет успех. Если ссорится с родителями — значит, они раскаются и признают дочкины таланты. Если в издательстве встретится симпатичный усач (Эван МакГрегор) — быть ему героем ее романа. Все просто как в девчачьем соннике: кольцо — любовь, письмо — разлука, брюнет — тоска, платок — дорога…

Окончательно превратиться в «мыльную оперу» ленте мешают две вещи: зверюшки и музыка. Персонажи Беатрикс Поттер — ожившие картинки из ее книжек — периодически выскакивают на экран. И это лучшие моменты фильма. Поскольку именно здесь — а не в чинных диалогах Зельвегер и МакГрегора — таится живая душа мисс Поттер. Посмотрев на зверят, обязательно захочется прочитать ее книжки. Посмотрев в глазки-щелочки мисс Зельвегер — вряд ли…

Что до музыки, то прозрачная тема Майка Батта “When You Taught Me How to Dance" играет за обоих лирических героев вместе взятых — особенно в нежной версии Кати Мелуа, звучащей под финальные титры.

Уж так повелось, что авторы байопиков охотно воспроизводят фактуру прошлых эпох и крайне робко касаются тайн творчества. Фильм Криса Нунана — не исключение. И в этом — его самое слабое место.

Да, большинство зрителей удовольствуется сентиментальной сказочкой про пожилую девушку. Но есть еще и читатели — верные друзья кролика Питера и его ушастых собратьев. Как раз этим людям «Мисс Поттер» сказать решительно нечего.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)