Власть

Дмитрий Косач

Миша хороший и Миша плохой. Почему Саакашвили вошел в историю, но не получил благодарности современников

«Салідарнасць» в рамках спецпроекта «Власть» рассказывает об извилистой политической судьбе Михаила Саакашвили. Героя для одних, безответственного авантюриста – для других.

За последний год Михаила Саакашвили стало не узнать – в буквальном, а не переносном смысле. Мировые СМИ уже не раз облетели кадры с исхудавшим и изможденным человеком, очень слабо напоминающим прежнего сильного и драйвового политика.  

Сегодня окружение Саакашвили, осужденного к уголовному сроку, борется за то, чтобы власти Грузии выслали его из страны, дав тем самым свободу вне родины. За бывшего президента просят иностранные лидеры. Президент Украины Владимир Зеленский недавно заявил, что «власти Грузии медленно убивают Саакашвили».

Как так вышло, что одни считают бывшего президента преступником, а другие – героем?

Миша хороший

В первой половине 1990-х молодой грузин по имени Миша (впоследствии его так продолжат неформально называть даже на посту президента) отучился в престижных западных университетах и институтах. Он вполне мог остаться жить и работать в Европе или США. Но вернулся на родину, чтобы при первой же возможности начать там политическую карьеру.

Поработав недолго министром юстиции при аксакале Эдуарде Шеварднадзе, Саакашвили ушел в оппозицию и уже через несколько лет стал одним из организаторов «революции роз».

Осенью 2003 года в Грузии прошли парламентские выборы, с официальными результатами которых оппозиционные силы не согласились. Общество, недовольное повсеместной коррупцией, бедностью и бардаком в стране, снесло в ходе мирных протестов старую власть, а затем избрало 36-летнего Саакашвили новым президентом.   

С первых дней на посту Миша продемонстрировал желание реформировать страну и действовал с необычайным драйвом. Одно из его первых достижений – возвращение, по сути, уже жившей самостоятельной жизнью Аджарии под контроль Тбилиси.

Противники обвиняли Саакашвили в самопиаре, но за два его президентских срока (2004-2013) Грузия пережила глубокую модернизацию, о которой написана не одна книга. Парализованная прежде страна превратилась в современное и эффективное государство. Коррупция сократилась до минимума, было покончено с бюрократией, новые законы способствовали стремительному росту экономики, уровень жизни вырос примерно в три раза.

Саакашвили переоткрыл Грузию как туристический рай и страну виноделия. Иностранцы увидели новые дороги, хорошо освещенные улицы, современные прозрачные здания. Батуми стал превращаться в популярный курорт.

И, что поразительно, великий реформатор Саакашвили не думал о личном обогащении. Более того, после двух президентских сроков он оставил власть, утвердив Грузию в качестве демократического государства.

Лукашенко был в шоке, когда в 2012-м тот признал поражение своей партии на парламентских выборах: «Я не ожидал от Саакашвили такого поведения. Он просто переступил через себя. В этом отношении я хочу сказать, что он молодец. Все-таки признать свое поражение, когда он до последней минуты был уверен, что его весь народ стопроцентно поддержит – это дорогого стоит».

Надо ли напоминать, что подобного мужества у самого Лукашенко через десять лет не найдется.

Как никакой другой политик, Саакашвили сумел сыграть роль кудесника, ставшего для своего народа всем: Ататюрком (строителем государства), Джорджем Бушем (неоконсерватором), Звиадом Гамсахурдиа (националистом) и Владимиром Путиным (безжалостным централизатором).

Томас Де Ваал, британский журналист

Все перечисленное выглядело подвигом на фоне правления других авторитарных лидеров постсоветских стран. Миша за десятилетие провернул то, что не в состоянии были сделать его коллеги за куда больший срок. Руководство страной Саакашвили показало никчемность способностей соседних авторитарных лидеров: зачем вам власть, все рычаги управления, если вы не способны изменить жизнь страны к лучшему?

Следующий этап политической карьеры Саакашвили начал не менее впечатляюще. Вместо почивания на лаврах политик с присущей ему бурной энергией бросился помогать Украине, пережившей Евромайдан.

Его однокурсник по Киевскому государственному университету Петр Порошенко хотел дать Саакашвили важный пост в правительстве, но тот отказался, осознавая, что не сможет изменить систему, сидя в кабинете в столице.

Миша попросил себе должность губернатора Одесской области, одного из самых коррумпированных регионов страны.

Миша плохой

Мало кто будет отрицать, что многие реформы в Грузии Саакашвили проводил на грани фола. Были вопросы и по законности его действий, и по цене, в которую обошлась модернизация страны. Во время президентства Саакашвили количество заключенных увеличилось в несколько раз, подскочив до отметки в 25-30 тысяч человек (и это в стране, где живет меньше 4 миллионов человек).

С начала правления Саакашвили взял прозападный курс и активно потащил Грузию в Евросоюз и НАТО, но своими же необдуманными действиями лишил страну перспектив вступления в эти организации.

Август 2008 года: грузинские войска попытались восстановить территориальную целостность страны, захватив Южную Осетию, а вместо этого вынуждены был бежать от российских танков, которые доехали до самого Гори.

Саакашвили просчитался, решив, что США и Евросоюз вступятся за него, осадив Россию – и не хотел слушать сигналов, что это невозможно в случае инициирования боевых действий.

Вместо восстановления территориальной целостности, Грузия получила уже наверняка навсегда отколовшуюся Южную Осетию и экономическую блокаду со стороны России в виде запрета на поставки вина и минералки.

Авантюризм, который прежде помогал Саакашвили, теперь подвел его. Посол США в Грузии в 2002-2005 годах Ричард Майлз справедливо отмечал, что политик не смог наладить диалог с Абхазией и Южной Осетией, т.к. «во всем очень торопился».

После этого Саакашвили разогнал протесты оппозиции в Тбилиси, хотя все же смог избраться на второй президентский срок. Однако во время его правления Грузию называли «фасадной демократией»: все основные решения Миша принимал с узким кругом соратников.

Саакашвили имел странный дар отталкивать от себя тех политиков и деятелей, которые были его соратниками и потом отошли от него.

Ричард Майлз, бывший посол США в Грузии

Оставлять власть в родной Грузии он вообще-то не планировал. Согласно проведенной при Саакашвили конституционной реформе, страна превращалась из президентской в парламентскую республику. Но в 2012-м его партия проиграла оппозиции парламентские выборы.

К усталости от действий Саакашвили добавился мегаскандал: страна узнала о преступлениях полицейских по отношению к заключенным.

Мягко к уходу из власти подтолкнули Саакашвили и западные союзники: после проведенных реформ им было важно увидеть в Грузии наступившую стабильность. Мишу в руководстве страны сменил его злейший враг – бизнесмен Бидзина Иванишвили со своей партией «Грузинская мечта».

Несмотря на обвинения Саакашвили, выяснилось, что они смогли наладить отношения с Россией, не став предателями: продолжив прозападный курс. Покидая президентский пост, Саакашвили заявил народу, что отдых ему не нужен, но «пришло время, когда вы должны отдохнуть от меня». И это было чистой правдой.

Открыв новый фронт борьбы в Украине, политик не добился там значимых успехов. В сухом остатке на посту губернатора Одесской области Миша не смог решить местные проблемы и сделать регион витриной реформ, а больше занимался большой политикой. Своей добровольной отставкой он расписался в политическом поражении.

Дальше, желая заполучить поддержку украинцев, Саакашвили скатился к чистому популизму и приклеиванию ярлыков «российских агентов» своим критикам. Его соратник Порошенко вдруг превратился в «молдавского барыгу», с которым Миша начал непримиримую войну.

Импульсивного политика лишили украинского гражданства и выслали из страны, но благодаря соратникам авантюрист прорвался назад через границу, задержавшись в Украине еще на некоторое время.

Новый президент Владимир Зеленский дал Саакашвили второй шанс, вернув гражданство и назначив главой Исполнительного комитета реформ Украины (соратники отговорили его назначать Мишу вице-премьером в виду больших шансов на то, что он вскоре развяжет войну против них самих).

Значительная часть даже вполне лояльных Зеленскому людей боятся Саакашвили: высоки риски конфликтности, неуправляемости этого политика.

Владимир Фесенко, украинский политолог

Но Саакашвили на новом посту не усидел. Даже работая в Украине, он все 2010-е боролся через свою партию с грузинскими властями, по сути, призывая сторонников к свержению власти. Естественно, официальному Тбилиси это крайне не нравилось. В результате неуправляемости Миши отношения прежних союзников – Грузии и Украины – испортились.

Итог

В сентябре 2021 года Саакашвили провернул свой старый фокус: незаконно пересек границу – на этот раз Грузии. Политик рассчитывал, что его приезд вдохновит сторонников для победы на местных выборах, которые могли привести к досрочным парламентским.

Но просчитался. Сторонники Саакашвили пусть и представляют в современной Грузии серьезную силу, но остаются в меньшинстве. Мишу приговорили к 6 годам лишения свободы по обвинению в злостном превышении должностных полномочий.

Теперь бывший президент и великий реформатор находится по состоянию здоровья в частной клинике, а иностранные политики уговаривают Тбилиси отпустить его из страны.

В последний период своей политической карьеры Саакашвили продолжал действовать так, будто на улице все еще 2004 год. В частных разговорах многие грузины говорят: при Мише было действительно много сделано, но его время ушло, не надо ему возвращаться к власти.

Человек, вошедший в историю, сам все разрушил, не получив благодарности современников.