Минск принял «не совсем серьезное» решение
На саммите Восточного партнерства в Вильнюсе Беларусь предложила Евросоюзу начать переговоры об упрощении визового режима. «Евросоюз приветствует это решение», — заявил глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу.
Возможность начала переговоров об облегчении визового режима между Беларусью и ЕС обсуждается уже достаточно давно. Одним из препятствий ранее называлась необходимость подписать между сторонами соглашение о реадмиссии. Однако недавно аналогичное соглашение Беларусь подписала с Россией. Эксперты отмечают, что именно этот шаг может поспособствовать началу переговоров по визовому вопросу между Минском и Брюсселем.
Поездки в ЕС и сейчас не вызывают трудностей у белорусских граждан, заявил министр иностранных дел Владимир Макей в недавнем интервью польскому изданию Dziennik Gazeta Prawna, комментируя недавнее предложение посла Польши Лешека Шерепки максимально упростить визовый режим между странами вплоть до упразднения виз.
«Здесь мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией, — отметил Макей. — В 2004 году Беларусь предлагала ЕС начать работу над упрощением визового режима и соглашением о реадмиссии. До 2011 года Европейский союз нам отказывал. А когда были введены санкции, ЕС внезапно поменял мнение. В данной ситуации принятие этого предложения было бы с нашей стороны не совсем серьезным. Я надеюсь, что в будущем данный вопрос будет решен в соответствии с интересами граждан обеих сторон».
Что потом делать с нелегалами?
Действительно, вялотекущие переговоры между Минском и Брюсселем по визовому вопросу велись, но прервались, когда ЕС после президентских выборов 19 декабря 2010 года и последовавших за ним репрессий в отношении оппозиции и гражданского общества в Беларуси заморозил отношения с официальным Минском.
Затем в 2011 году ЕС предложил вернуться к переговорам по соглашениям об упрощении визового режима и реадмиссии. Однако в условиях санкций со стороны ЕС официальный Минск на это предложение не откликнулся.
«Сегодня, я считаю, наступило время, когда можно вести разговор о начале переговоров с ЕС по поводу заключения соглашения об упрощении визового режима. Это установка президента нашей страны. Он исходил из того, что это будет выгодно для конкретного простого человека, для наших людей. Считаем, что проведение переговоров с ЕС будет хорошим взносом для конкретного человека и будет очень позитивно рассматриваться конкретными людьми», — отметил Владимир Макей, комментируя итоги вильнюсского саммита.
По словам главы МИД Беларуси, «в очень короткий период мы можем прийти к тому, чтобы заключить соответствующее соглашение. Должен быть конструктивный подход с обеих сторон. Мы готовы к этому».
Пресс-секретарь МИД Беларуси Андрей Савиных еще в 2012 году заявил, что вопрос упрощения визового режима с Европейским союзом «сохраняет свой приоритет» для белорусской стороны. Однако он подчеркнул: «Предложение ЕС о начале переговоров по визовым вопросам увязано европейской стороной с подготовкой соглашения о реадмиссии, а это условие существенно усложняет принятие решения».
Суть в том, что соглашение с ЕС о реадмиссии обяжет принимать не только собственных граждан, но и представителей третьих стран, которые через белорусско-польскую или белорусско-литовскую границу нелегально въехали в ЕС либо остались на его территории на незаконных основаниях. Многие из них попадают в Беларусь из России.
И вот 15 ноября Беларусь наконец подписала соглашение о реадмиссии с Россией. Документ определяет порядок возврата, приема и передачи лиц, находящихся на территориях государств сторон в нарушение действующего порядка въезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства. Подписание этого документа, говорят эксперты, открывает дорогу для подписания аналогичного соглашения с ЕС.
Страхи Минска преувеличенны
Вопрос о реадмиссионном соглашении является ключевым в сфере упрощения визового режима, отмечает в публикации на сайте Белорусского института стратегических исследований политолог Андрей Елисеев. Однако «официальный Минск чрезмерно преувеличивает негативные последствия от действия потенциального соглашения о реадмиссии с ЕС».
«Представляется, что в рамках соглашения о реадмиссии с ЕС число ежегодно принимаемых Беларусью граждан третьих стран и лиц без гражданства не превышало бы 100-200 человек, а скорее составляло бы несколько десятков человек», — отмечает Елисеев.
Эксперт подчеркнул, что в белорусском случае ЕС фактически не обозначил сопутствующие реадмиссионному соглашению выгоды.
«Пока единственная явно предлагаемая Евросоюзом ответная мера— соглашение об упрощении визового режима — в случае Беларуси не является столь сильным побудительным стимулом, каким она была для российского или украинского правительств. В то же время затягивание Беларусью начала переговоров с ЕС по соглашениям об упрощении визового режима и реадмиссии не соответствует интересам белорусского общества», — считает Елисеев.
По его мнению, Евросоюзу целесообразно было бы сделать предлагаемый пакет более привлекательным, прежде всего за счет дополнительной технической помощи пограничным органам. При этом ее следует анонсировать именно как увязанную с предполагаемым соглашением о реадмиссии.
Елисеев также рекомендует Евросоюзу публично либо по дипломатическим каналам уведомить о том, что Беларуси будет предоставлен необходимый переходный период до вступления в силу обязательства о реадмиссии граждан третьих стран и лиц без гражданства.
Брюсселю было бы также целесообразно однозначно заявить о приверженности принципу приоритетности высылки нелегальных мигрантов в страну происхождения, а не в страну транзита, что помогло бы снизить уровень опасений белорусского правительства по поводу реадмиссии.
Для официального Минска у Елисеева только одна рекомендация — как можно быстрее начать переговорный процесс с ЕС по заключению соглашений об упрощенном визовом режиме и реадмиссии.
Мешают политические предрассудки?
Директор Центра европейской трансформации Андрей Егоров отмечает, что подписанное соглашение о реадмиссии с Россией «очень поспособствует началу переговоров с ЕС».
«Фактически с подписанием его с Россией исчезли все формальные обстоятельства, которые препятствовали заключению аналогичного соглашения с ЕС, — сказал Егоров в комментарии для БелаПАН. — Ранее возникала коллизия в связи с отсутствием границы между Беларусью и Россией и неполной способностью Беларуси контролировать перемещения лиц».
При этом Егоров подчеркивает, что ЕС предлагал и предлагает начать переговоры по визовому вопросу «вне зависимости от политических условий, в частности освобождения политзаключенных, то есть этот вопрос деполитизирован».
В то же время, отмечает Егоров, хотя облегчение визового режима и, соответственно снижение стоимости шенгенских виз, пошло бы на пользу белорусским гражданам, официальный Минск если и заинтересован в решении этого вопроса, то коньюнктурно.
«Мы слышали [от властей] и про стодолларовую пошлину на вывоз товаров, и про то, что белорусы ездят покупать западные товары, а должны покупать свои, что это не приносит никакого блага стране. Есть заинтересованность ограничить по крайней мере поездки с целью шопинга», — отметил Егоров.
При этом, по его мнению, облегчение визового режима не угрожает белорусскому режиму в политическом смысле.
«Аналогичное соглашение между ЕС и Россией действует уже много лет и, в общем-то, никак не влияет на политическую обстановку в России. Так что, думаю, в белорусском случае логика властей скорее может быть связана с какими-то экономическими соображениями и ограничением покупки импорта, чем с политическими моментами», — предполагает эксперт.
Размышляя о том, когда Минск и Брюссель могли бы все-таки начать диалог по визовым вопросам, Егоров отметил: «Есть знаки того, что ЕС и белорусское правительство ведут переговоры, какие-то дипломатические контакты продолжаются. Как мне показалось, со стороны, по крайней мере, части европейцев предлагается стратегия возобновления диалога с белорусским государством. Возможно, в каких-то ограниченных формах. Продолжение полной заморозки и блокады отношений не рассматривается как перспективное».
Если эта линия возобладает в ЕС, резюмирует собеседник, тогда можно ожидать и начала переговоров по визам.
Читайте еще
Избранное