Минск и Москва берут друг друга измором. Экономическая модель Беларуси может рухнуть
«Первый квартал из-за сокращений поставок нефти будет провальным».
«Нефтяная война» между Минском и Москвой продолжается. При отсутствии полноценных поставок из России белорусские власти решились закупить первые 80 тысяч тонн сырья у Норвегии. Во сколько они обошлись Минску?
Фото РИА Новости
По расчетам телеграм-канала zaprauka.by, примерно на $130 дороже, чем российская нефть. С учетом доставки тонна норвежского сырья может стоить в районе $520.
– Норвежская нефть – норвежские цены на топливо? – задается вопросом телеграм-канал.
Тем временем появилась информация, что Беларусь и Азербайджан обсуждают поставки нефти через Украину. Но до конкретных договоренностей там, похоже, еще далеко. Вероятно, главный вопрос будет заключаться в цене поставок.
Почему же белорусские власти продемонстрировали готовность покупать нефть дороже, чем у России?
С одной стороны, они устраивают своеобразный эксперимент, чтобы посмотреть, как будет с прибылью при импорте нефти по мировым ценам, пишет политолог Валерий Карбалевич на Радыё Свабода.
С другой стороны, это шантаж России. Мол, посмотрите, на Москве свет клином не сошелся.
– То есть обе стороны берут друг друга измором, происходит игра, кто не устоит первый. И норвежская нефть – шаг в этой игре, – отмечает Карбалевич.
Недавно первый вице-премьер Дмитрий Крутой объяснил логику властей: не только белорусская сторона, но и российские нефтяные компании заинтересованы в том, чтобы быстрее решить конфликт – надо же куда-то девать уже добытую нефть.
Однако Минск может серьезно и больно ошибиться в своих расчетах. Как заявил 22 января основной акционер «Лукойла» Вагит Алекперов, его компания уже перенаправила на другие направления объемы нефти, поставляемые ранее Беларуси.
– Да, (перенаправили), на добыче никак не отразилось. На добыче отражаются только те ограничения, которые есть по ОПЕК+, — цитирует Алекперова ТАСС.
Тем временем директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик заявил Еврорадио:
– Понятно, что первый квартал (2020 года) из-за этих сокращений поставок нефти будет провальным. Возможно, (ВВП) даже упадет по итогам первого месяца.
Политолог Валерий Карбалевич не исключает, что нынешняя ситуация может означать конец рентной экономики в Беларуси.
Раньше главной была нефтяная рента. Например, в 2018 году Беларусь купила в России нефти на 6,8 миллиарда долларов, а продала нефтепродуктов на 12,8 миллиарда. Согласно отчету Минфина, от экспорта нефти и нефтепродуктов получили 10% доходов белорусского бюджета.
Но есть еще и газовая рента. Ведь белорусское правительство перепродает российский газ белорусским субъектам хозяйствования по более высокой цене, а доход идет в бюджет. Сейчас, при повышении стоимости газа до 152 долларов за 1 тыс. кубометров, эту маржу получать будет сложнее.
– Демонтаж рентной экономики повлечет за собой отказ от белорусской социальной модели. Поэтому перед страной встает задача поиска более глобальной альтернативы, чем просто нефтяная. Но до этого, кажется, не готовы ни Лукашенко, ни правительство, ни вообще белорусское общество, – считает Карбалевич.
Класковский: Не исключено, что Лукашенко предложат провести выборы пораньше
Читайте еще
Избранное