Комментарии
Татьяна Коротевич, naviny.by

Министр Щеткина, попробуйте-ка выкрутиться в пользу детей!

На прошлой неделе интернет бурно обсуждал слова Марианны Щеткиной о том, что белорусам (главным образом, мужчинам) надо работать на двух работах.

В последнее время с нашими чиновниками начало твориться что-то странное: они вдруг стали демонстрировать гражданам, что имеют свои мысли и смелость их высказывать. Раньше все «перлы» выдавал их главный начальник. Президент Лукашенко то советовал «меньше жрать», то называл народ «народцем», то клялся, что девальвации не будет, но после того, как девальвация случалась, заявлял: «Я же вам намекал: мы опустим курс, — чего не прислушались?».

Чиновничье творчество началось в 2011-м году с Андрея Тура, на тот момент замминистра экономики. Будучи пойманным блогером после банкета, Тур ответил на его вопрос о том, как работать предпринимателям в ситуации сложнейшего финансового кризиса: «Дружище, ты живешь не по средствам!» (причем повторил это несколько раз, хотя запись на телефон была короткой). Замминистра взорвал интернет. Потом были предложения других чиновников брать плату за посещение поликлиник и налог на тунеядцев.

Теперь пришла очередь Марианны Щеткиной. Она стала популярной персоной буквально за два дня. Мне бы так. А я вот езжу по Беларуси, узнаю у людей, что их волнует и как всем нам дальше жить в стране, где министр труда и социальной защиты предлагает увеличить рабочую неделю, как минимум, в полтора раза. «Мало трудитесь: всего лишь восемь часов в сутки. Надо двенадцать!»

В начале нынешней недели я была в Брестской области, встречалась с потенциальными избирателями и активистами, помощь которых мне будет очень нужна во время президентской кампании. В Бресте мы собирали подписи под обращением в облисполком за возвращение общественного доступа к реке Муховец (теперь в одном месте берег «принадлежит» предприятию). Кроме этого, говорила с брестчанами, что называется, о жизни вообще и конкретных проблемах.

Знает ли Марианна Щеткина, что тревожит людей не только в Бресте, но и в любом другом белорусском городе? Думаю, знает, потому что сообщения о растущей безработице, сокращении зарплат, приостановке предприятий проникают и через стены ее шикарного особняка.

Но чего госпожа Щеткина не слышит (и как ей это услышать, если она не встречается с народом), так это голосов безнадежности и отчаяния: «Ни у нас, ни даже у наших детей ничего в этой стране не будет. С голоду, конечно, не помрем, но перспективы построить свое жилье, найти хорошую работу или заняться серьезным бизнесом, а не извозом порошка и яблок из Польши, нет и не предвидится».

На следующий день из Бреста я поехала в Домачево. Поселок в 3,5 тысячи жителей. Больница закрыта, потому что все врачи ушли в отпуск. Приказано не болеть. На птицефабрике, которая дышит на ладан, один миллион из зарплаты выдается в виде талонов на куриное мясо. Домачевцы шутят: «Если на фабрике работают и муж, и жена, то у семьи есть риск в одно утро закудахтать». Многие ездят на работу в Брест: в 5.00 подъем, в 21.00 возвращение. Интересно, во сколько будет просыпаться в своем особняке, когда его достроят, министр соцзащиты?

Марианна Щеткина уже шестой год «сидит» министром, до этого была чиновницей в Мингорисполкоме. Но когда-то и она была «обычным» человеком, работала учительницей. Министр (и министр в авторитарном государстве особенно) не то что необычный человек, он не человек вовсе, он функция. И чтобы демонстрировать (сохранять) «человечность», ему надо обращаться к своему доминистерскому опыту. У Марианны Щеткиной такой опыт исключительно положительный: учительница.

Так вот я осмелюсь предложить госпоже министру способ, как ей «отмыться» от перла про «крутиться».

В солидных компаниях работникам зачастую выплачивают не только годовые бонусы, но и премиальные к отпуску, ну, чтобы те, отдыхая, вспоминали компанию и ее руководство добрым словом. Белорусское государство, если верить президенту Лукашенко и официальным СМИ, компания тоже солидная, называется «социально-ориентированным», потому могло бы подкинуть деньжат… школьникам на каникулы.

О материнском капитале что-то взболтнули пару лет назад и забыли. Ладно. Давайте хоть найдем средства на летние лагеря, оздоровление, клубы и секции, где бы дети были заняты, пока не началась учеба. Ведь у многих родителей просто нет или не хватает денег, чтобы отправить сына или дочь в лагерь или санаторий. Понятное дело, что «сделать лето совершенно бесплатным» для всех школьников Беларуси не получится. Хоть что-то.

На первое сентября 2014 года во всех школах страны было около 930 тысяч учащихся. Отбросим от этого числа выпускников 11-го класса — 54 тысячи (девятиклассников оставим, потому что неясно, сколько их пойдет в 10-й класс, а сколько отправится в техникумы и училища), получается примерно 875 тысяч ребят.

Если выделить на каждого ребенка, скажем, по тридцать «каникулярных» долларов (450 тысяч белорусских рублей), то выйдет 26 млн 250 тысяч долларов. Причем выделять в эквиваленте, валюту тратить не надо.

Всего 26 миллионов на 875 тысяч человек, тогда как ваш коттедж вместе с участком, Марианна Акиндиновна, стоит, как говорят риэлторы, один миллион. Ну, согласитесь, разве это сумма для солидной компании под названием «Социально-ориентированное государство Беларусь»?

Берите в союзники министра образования и «выкручивайтесь». Успехов!