Милов: «Лукашенко думает, что как-то рассосется. Нет, не рассосется»

Российский деятель перечисляет, с чем пришлось столкнуться Лукашенко.

Российский экономист и политический деятель Владимир Милов рассказал Свобода Premium о том, почему Александр Лукашенко не сможет выйти из нынешней ситуации победителем и кто нанесет его режиму последний удар.   

— Кризис в Беларуси затягивается, потому что Лукашенко очевидно дает понять, что уходить пока не собирается и намерен цепляться за власть всеми возможными способами.

Но в то же время мы увидели за эти месяцы, что страна его не принимает и, кстати, в новогоднюю ночь было ярко видно, кто у подавляющего большинства настоящий лидер.

Мне кажется то, что сейчас происходит, можно охарактеризовать термином «боевая ничья». С одной стороны, Лукашенко удалось пока удержаться при помощи, конечно, беспрецедентных и очень жестоких репрессий.

В Европе такого не видели со времен югославских войн. То, что у вас происходит, — это гораздо жестче, чем мы видим у нас в России, хотя многие смотрят с ужасом, понимая, что вы нас опережаете в этом плане. И после все эти техники Путин начнет  применять вслед за Лукашенко.

Но с другой стороны видно, что сломать дух белорусского общества Лукашенко не удалось. Люди показывают, что они не готовы сдаваться, — говорит российский политик.   

Владимир Милов отмечает нарастающие экономические трудности, с которыми справиться белорусским властям не удастся.

— Конечно, Лукашенко побежал к Путину, чтобы тот его спас от всех этих трудностей. Но Путин тоже не очень хочет за него впрягаться. Денег он дал мало, какой-то другой масштабной помощи не предоставил. Долго так тянуть Лукашенко не сможет, когда вся страна против него, когда нарастают трудности в экономике, когда усиливаются международные санкции. Через какое-то время по логике развития диктаторских режимов он (режим Лукашенко) начнет сыпаться, —  уверен Владимир Милов.

Как экономист, он считает, что именно благодаря экономическим факторам Беларусь не превратится в Северную Корею.

— Вряд ли возможна Северная Корея в центре Европы. Несмотря на всю внешнеполитическую закрытость, белорусская экономика очень сильно зависит от отношений с внешним миром. Прежде всего, режим Лукашенко черпает свои финансы из доходов нескольких крупных экспортно-ориентированных предприятий.

При этом об инвестициях сейчас можно забыть. Наоборот, мы будем видеть серьезный отток капитала.

Много лет обсуждают, придет ли большой российский бизнес в Беларусь. Я вас уверяю, что в такой ситуации не придет. Все наши крупные государственные корпоративные магнаты видят, насколько история нестабильна, и понимают, что их приход сейчас с инвестициями в Беларусь, во-первых, будет негативно восприниматься обществом – как поддержка Лукашенко, во-вторых, никому не интересны инвестиции в политически нестабильный режим, который вот-вот рухнет. 

Продолжается отток денег из банков, передовые отрасли и их сотрудники и собственники компаний продолжают уезжать из страны. Вымывается верхний и средний класс. Это такая воронка, в которую неизбежно будет засасывать экономику.

Это значит, что будут беднеть все более широкие слои населения, что недовольство ситуацией перекинется даже на тех, кто сегодня ведет себя относительно нейтрально.

Таким образом, помимо политического недовольства Лукашенко получит второй удар по чисто социально-экономическим причинам со стороны тех слоев населения, которые были к нему более-менее лояльны.

Мне кажется, что экономика — это ключ к развитию ситуации. За эти несколько месяцев мы увидели, что инструментов улучшить экономическую ситуацию у Лукашенко нет, что год он закончил с беспрецедентно низкими валютными резервами, менее 3 млрд долларов в наличной иностранной валюте.

Мы видим, что кредитование не работает, ставки бешенные, люди выводят валюту. И никак эта ситуация улучшиться не может. Поэтому нужно проявить терпение. Лукашенко думает, что это как-то рассосется само собой. Нет, не рассосется. Важно это понимать. Как и то, что такие режимы, какими бы жестокими они ни были, не выживают в условиях таких экономических трудностей, — уверен эксперт.

Он не исключает того, что из-за экономического кризиса в ближайшие месяцы в Беларуси начнутся еще более масштабные протесты, а также объясняет, чем обусловлено поведение Путина, и откуда все-таки белорусам может прийти помощь.

— Для Путина эта магнитуда протестов оказалась абсолютно неожиданной, и он прямо сейчас сидит и не понимает, как ему быть. Он чувствует, что «вписываться по полной» за Лукашенко не надо, но с другой стороны, по инерции не может ему не помочь, как союзнику-диктатору. Он как бы зажат между этими противоречиями и пока выдает помощь в час по чайной ложке. Мы увидели за полгода всего два транша по полмиллиона, но это капля в море по сравнению с проблемами Лукашенко.

Вы знаете, что Путин во многих случаях, когда не знает, что делать, всегда прячется. И фактически Лукашенко в нынешней ситуации предоставлен сам себе. Путин занял такую выжидательную позицию. Скорее всего, он хочет дождаться, пока Лукашенко окончательно подавит эти протесты. Но, я думаю, что этого не будет, что сопротивление продолжится.

Очень многое будет зависеть от того, как будут действовать европейцы. Сейчас они обсуждают санкции против столпов белорусской экономики. Если они перекроют Лукашенко канал получения крупных экспортных доходов и внесут в санкционные списки крупнейшие белорусские предприятия, такие как «Нафтан»  или «Беларуськалий», произойдет ситуация, которая сможет поставить Лукашенко в очень сложное положение.

Поэтому скорее все зависит не от Путина, а от того, что будет делать Европа, — считает российский политик. 

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.9(195)