Филин

Виктория Захарова

«Мифы про бесплатную медицину до сих пор существуют. Но было бы здорово, чтобы люди поняли: все это за их налоги»

Татьяна Короткевич – про работу над ошибками по ковиду и не только.

Белорусские власти продолжают придерживаться собственной, уникальной модели (не)борьбы с коронавирусом. Какие меры могли бы стать наиболее адекватными в текущей ситуации и как гражданское общество может повлиять на происходящее, Филин обсудил с политиком Татьяной Короткевич.

Фото из Facebook политика

— Сейчас идет тенденция общей усталости от вируса: мы понимаем, что будем с ним жить дальше, — говорит собеседница. — Второй важный момент — не была сделана работа над ошибками 2020-го, в первую и последующую волны пандемии — и похоже, что коронавирусом уже заболели все, кто только мог.

В Беларуси не выучили эти уроки. И в то время, когда в Европе многие страны снимают или ослабляют ограничительные, карантинные меры (но благодаря тому, что они соблюдались, что исполнялся респираторный этикет, активно продолжалась вакцинация, массе людей из зоны риска удалось сохранить жизнь), у нас жизнь так и не налажена.

В сегодняшней ситуации государство дает понять, как оно относится к самому главному своему богатству — к человеческому капиталу, вообще, к человеку, к белорусу.

Чтобы справиться с очередной волной пандемии или хотя бы снизить нагрузку на медиков, считает политик, нужно было своевременно подготовить и выпустить новые методические инструкции Минздрава для информирования и помощи большей части населения. Также одной из мер могли бы стать рекомендации для работодателей в небольших коллективах — уходить на самоизоляцию, если заболело несколько сотрудников.

— В семьях, где есть дети, по моим наблюдениям, болеют все, ведь вирус распространяется чрезвычайно быстро, и масочный режим в таких условиях не помогает. Поэтому вполне адекватными действиями правительства или министерства образования было бы — отправить детей на дополнительные каникулы, на карантин, пока волна не пойдет на спад, — говорит Татьяна Короткевич.

— Минтруда дало на этот счет рекомендации — три дня можно «отлежаться» без больничного. Но, например, бюджетники могут сделать это только за свой счет, и вообще отпустить работника без справки — право, а не обязанность нанимателя…

— В основе всех таких решений лежит главное — понимание ценности здоровья каждого человека и ответственности. Сейчас мы видим, как это перевернуто с ног на голову. Белорусы давно уже поняли, что у них нет государства, которое бы о них позаботилось, поэтому занимаются самолечением, сами решают, идти ли на больничный или нет, руководствуясь простыми вещами: зарплата, отпуск, потерянные на больничном деньги… И это очень печально.

Перестроить систему в один день, безусловно, нельзя, но действовать в этом направлении нужно. Положительным примером Татьяна Короткевич называет многочисленные факты-подтверждения очередей в поликлиниках:

— Люди стали посылать сигнал, и чиновники его услышали. Важно продолжать реагировать на несправедливость.

— Что может сделать общество и каждый отдельный гражданин, чтобы повлиять на ситуацию?

— На индивидуальном уровне — понимать свою ответственность за здоровье, собственное и окружающих, и пойти на больничный, обратиться в поликлинику, взять талончик. Чем больше людей будут пользоваться этим, тем быстрее система вынуждена будет реагировать на запрос гражданина.

Те же родители могут не молчать и «все понимать», когда учителей мало того что вообще не хватает, особенно в регионах, так еще из-за болезни коллег бывает, что остается один учитель на несколько предметов. К тому же, согласно правилам, даже если ребенок болел, он должен самостоятельно изучить материал, выполнять «домашку», а как его усвоить — твои проблемы.

И было бы здорово, чтобы родители реагировали — даже не с точки зрения постоянных жалоб, а предложений, что можно изменить.

Когда у школы появляется факт обращения, тем более коллективного, например, с просьбой ввести карантин или изменить условия «отработки» по болезни, это идет по цепочке наверх. И чиновники, во-первых, вынуждены реагировать, во-вторых, понимают, что придется что-то менять.

Если кто-то видел письмо Андрея Дмитриева в Минздрав и Минобразования — можно сделать копипаст и отправить аналогичные запросы, чтобы своей активностью подтолкнуть министерства действовать.

— В дополнениях и поправках Конституции, вынесенных на референдум, планировали прописать обязанность граждан заботиться о здоровье, но окончательную формулировку смягчили. Это завуалированный намек, что белорус нужен государству, пока здоров?

— Сейчас государство сводится к обслуживанию элит, и те, кто находится у власти, мягко говоря, воспринимают граждан необъективно. А средств на все не хватает, и людям говорят на языке закона: вообще-то, товарищи, вы сами за себя в ответе. Хотя и без этого пункта понятно, что каждый в первую очередь сам отвечает за свою жизнь и здоровье.

Подобный пункт, отмечает политик, потенциально может привести к сокращению социального пакета, гарантированного государством.

— Мифы про бесплатную медицину до сих пор существуют и многие их транслируют с высоких трибун. Но было бы здорово, чтобы люди поняли, что все это за их налоги, и существующая система здравоохранения ими уже оплачена, и это нормально — сказать, если тебя что-то не устраивает. И ненормально платить дважды: налоги, отчисления в ФСЗН, а потом еще за платные услуги в поликлиники.

Нам нужно просто говорить: я — белорус, я — гражданин, и я имею право за свои же деньги получать качественные услуги, имею право участвовать в принятии решений и влиять на них, — подчеркивает Татьяна Короткевич.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(49)