В мире
Владимир Воронов, The New Times

Мифы и легенды «Курска»

Вокруг гибели подводной лодки «Курск», случившейся восемь лет назад, сложилось много мифов, и они продолжают владеть умами. Почему нас больше интересуют фантазии, чем правда — пытался понять The New Times.

Атомная подводная лодка «Курск» затонула 12 августа 2000 года. Загадки трагедии по-прежнему будоражат многих, кто напрочь отвергает официальную версию. Последняя гласит, что причиной гибели 118 человек стал самопроизвольный взрыв торпеды.

Но в российском обществе все прочнее утверждается иная точка зрения: «Курск» потопили американцы. Миф этот с каждым годом обретает в нашей стране все больше и больше поклонников, чему в немалой степени способствует фильм французского режиссера Жан-Мишеля Карре «Курск»: подводная лодка в мутных водах».

Вот уже три года эта картина, претендующая на документальность, имеет скандальный успех на ряде западных телеканалов. У нас она доступна в сети, а в июне 2007 года состоялся ее спецпоказ в стенах Госдумы для депутатов. И парламентарии с тех пор твердо убеждены: во всем виноваты американцы.

Противотанковая... торпеда

Субмарину «Курск» называли «убийцей авианосцев»: подлодки класса «Антей» (проект 949А) проектировались целевым образом специально для уничтожения авианосных соединений. 12 августа 2000 года в рамках масштабных учений Северного флота (СФ) «Курск» должен был произвести стрельбу по ордеру надводных кораблей так называемой практической торпедой — торпедой без боевого заряда. Но стрельбы не состоялись, на связь в положенное время «Курск» не вышел.

Дальше была фантастическая вакханалия лжи, излившейся из уст высших чинов российского ВМФ. Адмиралы утверждали, что «Курск» столкнулся с иностранной субмариной и у них якобы имеются доказательства этого: фрагменты рубки чужой лодки, аварийные буи натовского происхождения и т.п. Правда, ничего материального так и не было предъявлено — ни фрагментов, ни буев.

В унисон адмиралам пели и проправительственные СМИ, сообщавшие, что «Курск» потоплен то ли американскими подлодками Memphis и Toledo, то ли британской Splendid. Некоторые российские СМИ умудрились тогда даже «потопить» Splendid, уверяя, что он лежит рядом с «Курском». Эта масса лжи и недомолвок и стала той питательной средой, из которой полились мутные воды фантазии Жан-Мишеля Карре.

На дилетанта фильм действует как сокрушительный удар торпеды в борт. Вкратце киноверсия выглядит так. Гвоздем, изюминкой учений СФ якобы были показательные стрельбы «сверхсекретной» ракетойторпедой «Шквал», которую, в свою очередь, демонстрировали чуть ли не специально для китайских адмиралов. Американцы, встревоженные российско-китайским военноморским сближением, послали наблюдать за этими учениями две свои субмарины, пресловутые Memphis и Toledo. Первая должна была вести дистанционное наблюдение, а вторая, цитируем подстрочник комментария фильма, «производить приближенные маневры вокруг «Курска», чтобы Россия поняла, что Америка против этого представления».

И вот Toledo сталкивается с «Курском», который как раз готовился произвести учебный залп. Командир же Memphis, испугавшись, что удар «Курска» предназначен американцам, решил «произвести превентивный выстрел новой торпедой с обедненным ураном Mk.48. Торпеда взрывается внутри, выбрасывая множество зажигательных частиц».

Мощь американской торпеды авторы кино просто воспели: «Ее головка с обедненным ураном, использующаяся для пробивания танков, и нагрев до высоких температур медного кольца позволяют ей оставлять очень четкий след в корпусе. Ее навигационная программа создана для попадания в заднюю часть торпедного отсека, находящегося рядом с командным отсеком...»

Собственно, на этом явном бреде уже можно остановиться: противотанковая торпеда — фантасты отдыхают!2 Ну а дальше, мол, президенты России и США договорились о сохранении инцидента в тайне и сокрытии улик...

Физика фокуса

Никаких доказательств в фильме нет: слова и только слова. Но отечественные интернетзрители в эту сказку поверили сразу и безоговорочно. И это при том, что дилетантизм создателей фильма не просто заметен невооруженным глазом, он вопиющ: киношники не удосужились хотя бы заглянуть в открытые и доступные военно-морские справочники, из которых могли бы выяснить все и про Mk.48, и про Toledo с Memphis и «Курском» в придачу. Могли бы взглянуть, и как выглядит торпедная пробоина, но зачем — тогда ломался бы весь замысел.

И совсем небольшая задачка, решить которую создатели киноверсии не смогли: водоизмещение (подводное) российских подводных лодок (ПЛ) типа «Антей» — свыше 19 тыс. тонн, водоизмещение ПЛ типа Los Angeles (к нему принадлежат Memphis и Toledo) — 6–7 тыс. тонн, это все равно как сравнивать «Запорожец» и бронированный «Мерседес». По законам физики, от встречного удара с «Курском» американскую лодку разворотило бы, мягко говоря, неслабо, а по киноверсии, эта субмарина, почти втрое уступающая в водоизмещении российской, от удара даже не потеряла управляемости! Мало того, ее не затронул гидродинамический удар от взрыва 300-килограммовой боеголовки торпеды, ломающей хребты даже линкорам. Не говоря уже о том, что на американских лодках, трущихся чуть ли не о корпус «Курска», никак не сказывается и чудовищный взрыв боезапаса субмарины — почти две тонны в тротиловом эквиваленте. Да тогда возле «Курска» должны были бы лежать и Memphis, и Toledo...

И как возможно незаметно собрать на морском дне и сокрыть массу улик, если к работам вокруг «Курска» привлекалось огромное число людей, немалая часть которых не была связана никакими подписками о неразглашении — среди них были и иностранцы? Есть и такая «мелочь»: хотя временами субмарины разных стран и влезают в чужие воды, ни один командир иноземной лодки не поведет свой корабль в охраняемый квадрат, где проходят учебные или боевые стрельбы. Риск получить там в свой борт торпеду или ракету столь велик, что перевешивает любые возможные плюсы разведывательной операции.

Но, собственно, что взять с творцов халтурного фильма-мифа? Парни откровенно срубили денежку на скандальной теме, не погнушавшись плагиата.

Примечательнее иное: миф, взращенный в российской колбе, спустя время вернулся на родину в импортной оболочке, обретя бешеную популярность именно в такой ипостаси. Видимо, потому, что он оказался востребованным для «поднимающейся с колен» имперской ментальности, привыкшей во всех своих бедах винить внешнего врага и чуть ли не в любой катастрофе видеть происки закордонных сил. Ведь невозможно смириться с тем, что причиной трагедии стало отечественное разгильдяйство и безответственность целой плеяды флотоводцев.

Гибель в своих водах, да еще возле родной базы, во время учений и от своей торпеды — это же позор! А вот от вражеского корабля — это же, как в бою, почетно и удобно, вина автоматически перекладывается с плеч своих адмиралов на чужие.

Гибель «Курска» обнажила страшную правду: наш флот небоеспособен. Растущая же популярность «импортного» мифа наглядно показывает: уроки из той трагедии так и не извлечены.

Адмирал Эдуард Балтин, Герой Советского Союза, бывший командующий Черноморским флотом:

«Посмотрел я этот фильм — это художественный вымысел, больше ничего. Все, что там утверждается, не базируется абсолютно ни на чем. «Курск» — это чисто человеческий фактор.

Да, в Баренцевом море на патрулировании всегда находятся две американские лодки, у них хорошая акустика, и кстати, они первыми и засекли сначала удар о грунт, потом первый взрыв, второй взрыв — и сразу об этом по своим каналам доложили. Но находились они далеко, а «Курск» был, по сути, на малых глубинах.

Когда я командовал флотилией атомоходов на Тихоокеанском флоте, наши наблюдения показывали, что американские подводники плавают осторожно, сдержанно, даже еще более осторожно, чем наши, и не заинтересованы в столкновении с нашими подлодками, опасаясь таких столкновений даже больше, чем мы. Ну, а фильм сняли, чтобы на нем делать деньги...»

 

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)