Месть «красного человека»
Нобелевская премия Светланы Алексиевич стала зеркалом, в котором Беларусь может увидеть свое ближайшее будущее.
Предсказуемость того, что произойдет 11 октября, заставляет многих обсуждать не собственно «выборы», а то, что будет после них. И даже у опытных, а порой и у циничных людей проскальзывает надежда, что начнутся постепенные реформы. Экономические, а может быть и политические.
Даже опытные, а иногда и циничные допускают мысль, что Александр Лукашенко понял тупиковость своей «уникальной модели» и, несмотря на старую риторику, готов меняться. Ну да, ведь он начал очередной раунд флирта с Западом. И вот уже фасад избирательной кампании подкрасили в цвета, напоминающие либеральные. Так что, всё может быть…
Не может.
Лукашенко был, есть и будет антигероем недавней книги Алексиевич «Время секонд-хэнд» – тем самым «красным человеком». И свою неготовность меняться он в очередной раз засвидетельствовал 8 октября.
«История Вам не поверит»
Публичная история отношений Светланы Алексиевич и Александра Лукашенко небогата. 23 декабря 2010 года писательница обратилась к главе Беларуси с открытым письмом, в котором очень вежливо задала ему несколько вопросов и констатировала:
«Страну парализовал страх».
Алексиевич тогда дала принципиальную оценку событиям последних дней:
«История Вам не поверит, что на площадь вышли «бандиты, террористы и отморозки», а во главе стояли заговорщики — бывшие Ваши соперники — экс-кандидаты в президенты. Там было много моих знакомых и друзей. Я знаю, что они пошли на площадь по убеждению. Напрасно сегодня сыщики что-то ищут в их квартирах. Идеи в головах, а не в сейфах. Вы ищете доллары, а находите убежденных революционеров».
И в то же время писательница, желая быть услышанной и хоть на шажок отвести страну от очередной пропасти, сказала слова, которые могли бы польстить Лукашенко:
«Вы победили... Ваша модель «белорусского социализма» сегодня работает. И многих заставила задуматься над потенциалом социализма. И нас, Ваших оппонентов, тоже».
Могли бы. Но не польстили.
Для Лукашенко не существует полутонов в вопросе «свой-чужой». Либо ты с ним, либо против него. Нынешний глава Беларуси не только не удостоил будущего Нобелевского лауреата ответом, но и затаил обиду. Об этом руководитель белорусского ПЕН-центра Андрей Хаданович рассказал «Салідарнасці» год назад, после встречи Александра Лукашенко с писателями:
«Імя Святланы Алексіевіч зачапіла Аляксандра Лукашэнку за жывое. Адчувалася нейкая крыўда на спадарыню Святлану. Хаця гэта хутчэй тычылася выказванняў Алексіевіч у прэсе, а не яе твораў. Я цешу сябе ілюзіямі, што прэзідэнту ўсё ж цікавы супрацьлеглы пункт гледжання. І ён стаміўся ад аднаго фіміяму з боку літаратараў».
Действительно, в первую очередь Лукашенко обращает внимание на отношение к его персоне: кто что сказал и т.д. Но, думаю, присутствует и другой фактор. Алексиевич для Лукашенко – «классово чуждый элемент». Она нет, не сорвала, но спокойно подошла и сняла маску с «красного человека» – явления, частью которого является сам Лукашенко и благодаря которому стал возможен триумф Лукашенко.
«Искренне рад за Ваш успех»
Реакция руководителя страны на решение Нобелевского комитета оказалась предельно показательной. После неприлично долгой паузы появилось сухое официальное сообщение:
«Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко поздравил Светлану Алексиевич с присуждением Нобелевской премии по литературе за 2015 год.
«Ваше творчество не оставило равнодушными не только белорусов, но и читателей во многих странах мира, – отметил президент.
Искренне рад за Ваш успех. Очень надеюсь, что Ваша награда послужит нашему государству и белорусскому народу», – сказано в поздравлении. Президент пожелал Светлане Алексиевич здоровья, счастья и новых творческих достижений на благо родной Беларуси».
Это, конечно, большой прогресс по сравнению с тем, как советская власть отреагировала на присуждение Нобелевской премии Борису Пастернаку. Но, с другой стороны, отклик абсолютно неадекватен масштабу события.
Поздравление составлено так, как будто Нобелевские премии Беларусь ежегодно получает пачками, и для нашей страны это уже стало рядовым событием. Колю Баскова с юбилеем глава Беларуси поздравлял теплее. Виктории Азаренко Александр Лукашенко лично позвонил сразу же после окончания победного финала на открытом чемпионате Австралии по теннису. Не говоря уже о Дарье Домрачевой, которая впридачу к великим спортивным достижениям заимела сомнительный статус президентской фаворитки.
Достаточно было одного росчерка пера, чтобы наградить Светлану Алексиевич орденом Скорины или званием «Герой Беларуси» (писательница не нуждается в этих регалиях, скорее, это было нужно власти – если бы она хотела продемонстрировать свою готовность воспринимать не только фимиам). Но «красный человек» предпочел личный «игнор», который на фоне всемирного признания смотрится как маленькая месть.
И это, помимо всего прочего, стало своего рода зеркалом, которое многое говорит о ближайших перспективах нашей страны. Не стоит ждать подарков от Лукашенко. Не пойдет ни на какую управляемую демократию. А его реакцией на протестные настроения, выраженные ли в голосовании за других кандидатов или неявке части граждан на избирательные участки, скорее будет закручивание гаек, а не их ослабление…
Что делать нам в этой ситуации? Ответ Светланы Алексиевич звучит так:
– Я близких перемен не жду, и мне кажется, что нужно тихо спокойно делать свое дело. Другого выбора у нас нет.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное