В мире
Сергей ЯРОШУК

Медалей будет, как бананов

Спорт остается, пожалуй, единственной отраслью, где у нас еще имеются кое-какие достижения мирового уровня. Поэтому с некоторых пор он взят государством под тотальный контроль.

В 1997 году президент страны Лукашенко, видно, не найдя более достойной кандидатуры, назначил себя президентом Национального олимпийского комитета. Дальше — больше: в федерациях действующих руководителей стали сменять государевы министры, получающие общественную нагрузку в довесок к основной службе. Аргумент при этом выдвигается железобетонный: возможность использовать пресловутый административный ресурс на благо возглавляемых федераций. Понятно, что далеко не всем министрам такая нагрузка пришлась по душе, поэтому многие из них выступают просто в роли свадебных генералов. К сожалению, при назначении ни у кого не хватает смелости возразить: “Я в этом не шарю, может, я лучше буду делать то, что умею, а федерация пускай сама себе изберет руководителя”. Сказать так — значит навлечь на себя высочайший гнев, поэтому для этого действительно нужна недюжинная смелость.

Несколько странной выглядит в такой ситуации позиция самих федераций, точнее, людей, которые и избирают себе президентов (или председателей, как их стали именовать  с легкой руки главного президента). Ведь все федерации являются общественными объединениями, и руководитель, по уставу, избирается на отчетно-выборной конференции на альтернативной основе, с прениями, дебатами, представлением и обсуждением предвыборных программ кандидатов. У нас в этом отношении — тишь да гладь да божья благодать. Есть один кандидат, про которого, кроме того что он министр и спущен руководить сверху, больше ничего не известно. Однако этого достаточно, и за пять минут его единогласно выбирают председателем, зачастую не задав ни единого вопроса. Показателен пример октябрьской смены власти в ОО “Белорусская федерация биатлона”. Бывший начальник госбезопасности и БФБ Леонид Ерин, освободив министерское кресло, решил расстаться и с общественной нагрузкой. Собрав конференцию (за год до плановой), он представил нового главу КГБ Степана Сухоренко  в качестве единственного кандидата на пост председателя БФБ. Характеристики “знающий человек и отличный оперативник” хватило более чем ста делегатам, чтобы дружно вскинуть вверх руки.

Забавно все это, не правда ли? Особенно если учесть, что государство не имеет права вмешиваться в деятельность общественных объединений. Выходит, профессионалы, всю жизнь связанные со спортом, добровольно и единогласно выбирают себе руководителя, весь спортивный опыт которого заключается в том, что он, может быть, в детстве во дворе играл в футбол и стрелял по воробьям из рогатки. Ведь даже если высокопоставленный чиновник приходит действительно с чистыми намерениями и желанием работать, ему понадобится немало времени, чтобы вникнуть и понять все нюансы руководства спортом, узнать людей, с которыми предстоит работать. И только он начнет делать что-то реальное, как, глядишь, министерский портфель у него и забрали, следовательно, и общественную должность надо освобождать. Следом приходит другой министр, и все начинается заново. Замкнутый порочный круг. Получается не федерация, а стоячее болото, где никто ничего самостоятельно не решает.

Спортом (впрочем, не только им) должны руководить профессионалы, а не сторонние субъекты с неким административным ресурсом, но при этом абсолютные дилетанты. А при таком положении дел, как сейчас, через десяток лет спортсмены на очередной Олимпиаде по количеству завоеванных медалей, боюсь, будут соревноваться не с колхозниками-хлебопашцами, а со сборщиками белорусских бананов. Говорите, бананы в нашем климате не растут? То-то и оно.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)