Филин

Юлия Кот

«Матери, работницы, «истинные патриотки» и защитницы традиционных ценностей». Какими видит беларусок пропаганда

И почему эти установки часто продвигают сам женщины.

Во всемирном рейтинге The Global Gender Gap Index Беларусь потеряла за год 14 позиций и опустилась на самое низкое место, которое когда-либо занимала по гендерному разрыву — 55-ое. Это значит, что гендерный разрыв в стране увеличивается — прежде всего в зарплатах беларусов и беларусок, но не только. Очень плохи дела с равным доступом к образованию, а также с представленностью женщин в политике.

Неудивительно, что госСМИ, которые прежде любили хвалиться формальным высоким местом Беларуси в достижении гендерного равенства, теперь обходят эту тему стороной.

Впрочем, о женщинах беларусская пропаганда и провластные медиа пишут немало, лепят образ «идеальной беларуски» и часто распространяют откровенную дезинформацию, в том числе от лица самих женщин.

Группа беларусских активисток и активистов проанализировала более 20 тысяч материалов на сайтах, в телеграм и YouTube-каналах государственных и провластных СМИ, которые были опубликованы с 1 марта по 31 мая 2024 года, и выявила как привычные нарративы, так и новые нотки.

Филин рассказывает, какими видит (или хочет видеть) беларусок и их роль в обществе государство.

Помимо привычных стереотипов о женщине-матери, властительнице домашнего очага и кухонной утвари, исследователи обнаружили целый ряд манипуляций и искажения фактов:

— Мы воспользовались определением гендерной экспертки Ирины Сидорской: под гендерной дезинформацией понимаются не соответствующие реальности, вводящие аудиторию в заблуждение утверждения относительно социальных ролей, прав, возможностей, идентичности и т.д.

В общем массиве данных мы нашли 149 материалов, которые содержали гендерную дезинформацию именно о роли женщин, причем 79 из них были от лица женщин, а 13 — обезличены.

Эти цифры, отмечают исследователи, показывают, как активно сами женщины участвуют в распространении патриархальных норм и установок.

Исследователи выделили 8 основных нарративов, большинство из которых можно легко предугадать. Женщина чаще всего представляется в образе хранительницы очага и защитницы традиционных ценностей, для которой «важней всего погода в доме», ее наивысшее предназначение — быть матерью, но при этом находить баланс между семьей и работой (причем особо подчеркивается, что соблюдать этот баланс позволила неустанная забота государства, создавшего «все условия»).

Кроме того, женщине предписывается вдохновлять и мотивировать мужчин (пресловутое «вы — украшение коллектива», «мы ради вас готовы…» и т.п.), а также быть воплощением доброты, любви, женственности и иных якобы обязательных женских качеств, а на самом деле, набора клише и стереотипов, кому и какой должна быть представительница «слабого пола».

Любопытный момент — представление беларусок как «истинных патриоток». Им предписывается преданность своей стране, активное участие в общественно-политической жизни и воспитание детей в духе любви к Родине — читай, государству.

Получается сложный микс из патриархальных установок и современных ожиданий, отмечают исследователи: адептам режима хотелось бы и ограничить беларусок рамками «домашнего очага», и в то же время ожидать от них профессиональной отдачи, а заодно привлечь к борьбе за традиционные культурно-нравственные ценности и их передачу, вместе с зарядом патриотизма, следующим поколениям.

И, конечно, в такой подаче именно женщины защищают традиционный уклад от «нетрадиционных ценностей», под которыми с подачи пропаганды понимается не только ЛГБТК+ сообщество, но и движение чайлдфри, и даже феминизм.

— Вопросы гендера скорее в «темной зоне», они воспринимаются, видимо, как что-то нетрадиционное для Беларуси и поэтому чуждое. Сами слова «гендер», «феминизм» для многих аудиторий все еще звучат как что-то ругательное, — говорят участники исследования.

Что, в общем, в патриархальном обществе опять же понятно и предсказуемо. Задача государственных и провластных медиа — создать благостную картинку, в которой государство заботится о беларусских женщинах, а те по зову сердца и правительства улучшают демографию, защищают семейные ценности и растят патриотов.

А борьба женщин за свои права — какие такие права? Гендерный разрыв при приеме в ВУЗы, разница в оплате труда, дискриминация при приеме на работу, домашнее насилие, уязвимые категории — не, не слышали.

Тем временем, напомним, позиция Беларуси в The Global Gender Gap Index показывает, сколь далека создаваемая пропагандой картинка от реальности.