Поэтому я абсолютно уверен, что никакого роста экономики в Беларуси в 2023 году не будет, а будет дальнейшее падение.
Марголин: «Без отмены санкций рост белорусской экономики невозможен»
Сбудется ли прогноз Всемирного банка?
Всемирный банк прогнозирует падение ВВП Беларуси на 2,5% в 2023 году. Также по оценкам, в 2022 году падение составило 6,5%, а рост можно ожидать в 2024 году на 2,5%.
«Салідарнасць» спросила экономиста Льва Марголина, насколько реален прогноз Всемирного банка, и как дальнейшее падение ВВП может сказаться на белорусах.
— Учитывая репутацию, которую имеет наша белорусская статистика, я склонен доверять предвидениям и результатам 2022 года в изложении Всемирного банка, особенно, что касается прогнозов, — отмечает Лев Марголин.
По словам эксперта, прогноз правительства на 2023 год мало реален, потому что он не учитывает дополнительные стрессы, которые испытывает белорусская экономика.
— Санкции, которые ввели против российской нефти в декабре 2022 года и тех, которые будут введены против нефтепродуктов в 2023 году. Эти санкции очень больно ударят по российской экономике и бюджету, что видно уже сейчас. Соответственно, сократятся возможности российской помощи Беларуси.
Уж как оценить размеры этого падения, думаю, можно верить информации Всемирного банка, потому что там сидит достаточно большой штаб аналитиков, которые взвешивают все составляющие этого и делают прогнозы достаточно обосновано.
Экономист считает, что в 2023 году ничего не может воспрепятствовать падению и организовать хоть какой-то значительный рост ВВП. По его словам, чтобы этого добиться, необходимо убирать факторы, из-за которых вводятся санкции.
— В условиях санкций противодействовать этому падению могли бы только какие-то значительные инвестиции, причем не государственные, которые, как мы видим на примере Быховского консервного завода, иногда приводят к противоположным результатам.
Здесь нужны частные инвестиции, причем желательно иностранные. А таких инвестиций не предвидится. В отсутствии этих инвестиций ничто не может воспрепятствовать дальнейшему падению белорусской экономики. Будет хорошо, если в 2024-м удастся добиться какого-то роста.
Без отмены санкций никакого роста быть не может, и мы должны понимать: даже если в 2024 году будет 2,5% роста, то после падения в 8,5% такой рост всего лишь немного отыграет падение. Если сравнивать с 2021 годом, это все равно будет падение.
Достичь уровня 2021 года при неизменной ситуации мы сможем, наверное, через лет 5-6. Если условия изменятся и санкции снимутся, это может быть значительно быстрее.
Что касается того, как повлияет дальнейшее падение ВВП на белорусов, то Марголин предвидит следующее:
— Учитывая, что наша страна в достаточной степени обеспечивает себя продуктами питания, одеждой и обувью, то в наших условиях падение ВВП скажется на всех одинаково, как масло, размазанное тонким слоем. Мы все увидим, что чего-то не будет в аптеках, магазинах, недоступны будут какие-то услуги.
Но в общем и целом жизнь продолжается, ведь даже эти 2,5%, которые прогнозируются, означают, что на ту же самую зарплату можно будет купить на 2,5% меньше. Это условное, конечно, сравнение, но для каждого конкретного человека это не очень много.
Может быть найдутся категории, которые пострадают больше. Например, если придется закрывать какие-то предприятия, то, конечно, их работникам придется сложней. Но сейчас я не готов прогнозировать, по ком это может ударить сильнее всего.
Читайте еще
Избранное