Экономика

Максим Черный

Маргелов: «В Беларуси можно развиваться, только утопив своих конкурентов»

Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов в комментарии «Салідарнасці» высказался о перспективах особой экономической зоны «Бремино-Орша».

В Болбасово официально заработала особая экономическая зона «Бремино-Орша», состоящая из двух секторов — промышленного и логистического. За управляющей компанией «Бремино групп» стоят приближенные к власти бизнесмены Алексей Олексин, Александр Зайцев и Николай Воробей – год назад они лично презентовали проект Александру Лукашенко.

6 фактов о набирающем силу бизнесмене Зайцеве, работавшем когда-то в правительстве

Налоговые льготы для резидентов ОЭЗ впечатляют. По данным БЕЛТА это: 0% налога на прибыль на 9 лет; 0% налога на недвижимость на 20 лет; 0% НДС при вывозе произведенных товаров за пределы ЕАЭС; 0% налога на дивиденды до 1 января 2033 года; 0% оффшорного сбора; 0% НДС при реализации, сдаче в аренду (лизинг) резидентами объектов недвижимости до 1 января 2033 года и т.д.

«Салідарнасць» попросила сопредседателя Республиканской конфедерации предпринимательства Виктора Маргелова оценить, насколько полезной для Беларуси может быть работа ОЭЗ.  

«По большому счету, страна доплачивает таким зонам»

 – Тут нельзя сказать однозначно: хороши или плохи такие зоны для страны. С одной стороны такие зоны, наверное, стоит создавать, если иначе (без льгот) экспорт, что-то очень нужное для страны развивать невозможно. И если будет получен так называемый мультипликативный эффект для остальных предприятий страны. И в итоге плюс перекроет тот минус, который несет зона, – отметил Виктор Маргелов. – Но если этого нет, а просто крутые ребята решили заработать, для чего зашли в зону… В таком случае, подобное не оправдано.

Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства обратил внимание, что одна особая экономическая зона в Беларуси уже действует – «Великий камень». Плюс в стране работают несколько «свободных экономических зон». 

– Наконец, есть еще Парк высоких технологий, где зона по льготам не хуже, чем у остальных, – отметил Маргелов. – Главное, чтобы страна получила пользу от этих льгот. Хотя очевидно, что подобных зон не может быть много, иначе это будет нести серьезный ущерб для страны.

Комитет госконтроля уже говорит: кое-где в свободных экономических зонах работают не на заграницу, а на Беларусь, разрушая рынок поставками продукции по низким ценам.

По большому счету, страна доплачивает таким зонам, чтобы они могли развиваться. Поступления в бюджет отсутствуют, люди не платят налоги с зарплаты. А придет время и этим работникам нужно будет начислять хорошие пенсии. Работники этих зон не несут социальной нагрузки, хорошо зарабатывая при этом. Поэтому когда финансовые структуры начинают получать льготы – это опасная тенденция, которая может плохо закончиться.

«Условий для развития «Бремино-Орша» я не вижу»

Что касается будущего конкретно «Бремино-Орша», то Виктор Маргелов считает, что многое будет зависеть от геополитики.

– Если экономика в России будет развиваться, и Беларусь будет в хороших отношениях с Россией, то ОЭЗ действительно может принести пользу для страны. Прилетая в Болбасово, самолеты из Китая будут подлетать почти под Москву, – сказал сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства. – Но на сегодня я таких условий не вижу.

К примеру, у нас существует мелкие тарифные препятствия, из-за которых россияне растамаживаются в России, а белорусы – в Беларуси. На бумаге все красиво, но по факту получается, что пока есть большие сложности для использования зоны по назначению.

«Если в аквариуме соляная кислота – каких бы ты рыбок туда не набросал, они сдохнут»

Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства также ответил на вопрос, почему пока не видно отдачи от «Великого камня»:

– В стране должна быть соответствующая среда. Если в аквариуме соляная кислота – каких бы ты рыбок туда не набросал, они сдохнут. Сегодня ситуация такова, что без серьезной комплексной стратегии развития страны в какой-то отрасли развиваться можно только утопив своих непосредственных конкурентов. Рост ВВП в 1% означает, что мы не развиваемся. Нам нужно придумать, как всем вместе развиваться. И тогда в белорусско-китайский индустриальный парк заторопятся инвесторы.