Филин

Сергей Василевский

Магда: «Мы стали свидетелями ядерного аншлюса Беларуси»

Украинский политолог Евгений Магда рассказал Филину о том, какой может быть реакция Киева и других соседей нашей страны на инициативу Путина.

Евгений Магда, фото facebook.com/yevhen.mahda

— О чем может свидетельствовать такой шаг Кремля? Может ли это быть признанием поражения в войне, что влечет за собой необходимость обострять ситуацию таким вот образом?

— Конечно, это симптом того, что Россия проигрывает войну. И это очевидный факт. Но она не сможет стать тем государством, которое реально использует ядерное оружие. Потому что это окончательно выбросит ее из международного сообщества и она окажется на обочине мирового развития. Это очевидно.

Но в отношении Беларуси тезисы о размещении ядерного оружия являются инструментом подтягивания Лукашенко поближе к Кремлю. Он пытался сохранить иллюзию какой-то самостоятельности.

Он, наверное, где-то говорит, что мы разместим у себя ядерное оружие и не будем при этом наших ребят отправлять воевать в Украину. Но он подставляет все население Беларуси под перспективу ответного удара.

И необязательно ядерного удара, это могут быть обыкновенные ракеты, которые стоят на вооружении стран НАТО. Над этим нужно думать, серьезно работать и, соответственно, противодействовать подобным шагам.  

И это должна быть согласованная позиция Украины и других соседей Беларуси, стран НАТО, чтобы не допустить интернационализации российско-украинской войны, в которой заинтересован Кремль.

— Каких практических действий со стороны Киева можно ожидать в этой ситуации?

— Повторюсь, я думаю, что на объявление о размещении тактического ядерного оружия на белорусской территории Украина должна реагировать не самостоятельно, а совместно с другими соседями Беларуси.

Тем более что есть саммит «Люблинский треугольник», объединяющий Украину, Польшу и Литву, который и создавался в 2020 году для реагирования на подобные вызовы и для обеспечения безопасности нашего региона.

Это должны быть согласованные и продуманные действия, которые, как по мне, должны лишить иллюзий господина Лукашенко о том, что размещение ядерного оружия в Беларуси пойдет ему на пользу.

Оно и так не пойдет ему на пользу по одной простой причине: он, очевидно, не следит за последними событиями и не понимает, что тот же Международный уголовный суд выдал ордер на арест даже Путина.

На арест легитимного президента, руководителя страны, у которой есть ядерное оружие. На что рассчитывает Лукашенко в этой игре, мне, если честно, не совсем понятно.

— Разделяете ли вы мнение о том, что Беларусь превратилась в «ядерную» заложницу России?

— Я думаю, что мы стали свидетелями ядерного аншлюса Беларуси, присоединения. Потому что по военной логике размещение на территории другого государства оружия массового уничтожения, а тактическое ядерное оружие является именно таковым, превращает это государство в мишень для ответного удара со стороны противника, со стороны стран НАТО.

В первую очередь, я считаю, этот шаг Кремля несет угрозу для стран НАТО — Польши, Литвы и Латвии. Потому что Украина уже ведет войну с Россией. И ее, поверьте, трудно напугать подобными заявлениями.

Исходя из этого, я считаю, что, действительно, миллионы граждан Беларуси превратились в заложников амбиций господина Лукашенко.

— Сработала ли тактика украинских властей не идти на конфронтацию с лукашенковским режимом, учитывая последние события?

— У украинской власти, к сожалению, нет четкой позиции в отношении Лукашенко. У меня создается впечатление, что украинские власти полагают, что после завершения российско-украинской войны с ним можно будет снова торговать.

Это не так. И это уже сейчас не так. И поэтому необходимо достаточно четко дать сигнал о том, что без демократической Беларуси не будет безопасной Европы.

Координация действий с Польшей и Литвой, а также начало диалога с белорусскими демократическими силами в целом, а не с Тихановской или Позняком, на сегодняшний момент выглядит необходимостью для официального Киева.

Потому что Лукашенко абсолютно провалился как партнер для каких-либо переговоров. И пытаться сохранить его в качестве такого партнера — это значит играть против украинских интересов.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.7(20)