Сергей Притула — известный шоумен, волонтер, начинающий политик. Это первое его заявление по Беларуси, и я бы не сказал, что оно удачное. Потому что требовать от Тихановской гарантий по репарациям от Беларуси — это все равно, что требовать от Притулы ответственности за деятельность Зеленского.
Магда: «Когда политики пытаются объединить россиян и белорусов в одном враждебном для Украины контексте, то только усиливают РФ»
Политолог в интервью Филину — о том, обсуждается ли в политических кругах Украины вопрос выплаты репараций Беларусью.
Украинский общественный деятель Сергей Притула заявил о репарациях, которые должна будет платить Беларусь за помощь России в агрессии против Украины.
Притула спросил у демократического лидера Беларуси Светланы Тихановской, готова ли она гарантировать, что страна будет выплачивать репарации после свержения режима Лукашенко. От этого, по мнению блогера, зависят будущие отношения Беларуси и Украины.
Обсуждается ли эта тема в политических кругах в Украине?
— Первое: я констатирую заметную интенсификацию белорусско-украинских отношений, будут самые разнообразные события и мероприятия происходить, в том числе экспертные встречи на этой неделе. Это нормальный процесс, потому что я сторонник идеи тысячи шагов, которые нам предстоит пройти, — комментирует в интервью Филину директор украинского Института мировой политики Евгений Магда.
Считаю, что этот подход неправильным по одной простой причине. Когда украинские политики, эксперты — кто угодно — пытаются объединить россиян и белорусов в одном враждебном для Украины контексте, мы таким способом только усиливаем Россию и в какой-то мере ослабляем себя.
То, что Лукашенко не признан большинством стран Европы (в качестве легитимного президента – Ф), известно.
Сергей Притула, как и любой гражданин в демократической стране, имеет право на собственную точку зрения, но его посыл мне кажется неконструктивным.
— Публицист Сергей Наумчик полагает, что требовать от белорусского народа репараций Украине так же абсурдно, как требовать от украинского народа компенсации за последствия аварии на Чернобыльской АЭС.
«Как в 1986 украинский народ не контролировал свою территорию, так и в 2022 белорусский народ находился (и находится сейчас) под оккупацией Москвы», — пишет он.
— Позиция Сергея Наумчика мне представляется более взвешенной. Она имеет понятные исторические аналогии. Думаю, что это более реалистичный подход.
В конце концов, у Украины на сегодняшний момент единственный враг — это Россия. Именно Россия ведет против нас боевые действия, именно она разрушает украинскую территорию, инфраструктуру, убивает граждан Украины.
Беларусь является по воле Лукашенко соагрессором. Если мы говорим о какой-то ответственности, то давайте дождемся решения суда, но пока говорить о создании суда, по-моему, не представляется возможным.
Поэтому выходит политически громкое заявление, которое, на мой взгляд, не играет на руку украинско-белорусским отношениям. С украинскими политиками о Беларуси, а с белорусскими об Украине, прежде, чем распространять их заявления, надо проводить чек-тест из нескольких вопросов: «Что вы знаете о Беларуси? Что вы знаете об Украине?».
Если мы будем засорять и без того наше неидеальное информационное пространство подобными вещами, мы ничего не выиграем друг для друга.
Понимаю, что у меня имидж адвоката белорусов в Украине, но я на самом деле этим преследую в первую очередь прагматичные цели. Считаю, что добрососедство с Беларусью для Украины является одной из основ стратегического успеха, и тезис о том, что без независимой Украины не будет независимой Беларуси, равно как и то, что без демократической Беларуси не будет безопасной Европы. Это то, в чем мы на сегодняшний момент убедились.
Читайте еще
Избранное