До тех пор, пока война не завершилась, не вижу большого смысла вести дискуссию или кому-то пытаться что-то доказать. Украинцы в своей правде, белорусы — в своей. Не время пока выяснять отношения.
Мацукевич: «Зеленский сделал предложение, которое, по сути, протягивает руку помощи официальному Минску»
Старший исследователь Центра новых идей, экс-дипломат Павел Мацукевич — в интервью Филину о придании Алексеем Арестовичем Беларуси статуса оккупированной страны, обращении Валерия Сахащика к белорусским военнослужащим и единственном заслуживающем внимания предложении, прозвучавшем в последнее время на международной арене.
— Советник Офиса президента Украины Алексей Арестович вступился за белорусов, отделив режим Лукашенко от народа, и открыто заявил, что жители страны находятся в заложниках и оккупированы путинским режимом. Как вы считаете, может ли эта позиция повлиять на отношение украинцев к белорусам?
— Я думаю, что нам не нужно переоценивать значимость таких популярных людей, как Арестович. Для кого-то его позиция станет бальзамом на раны, нанесенными противоположными мнениями или другими точками зрения, например, того же Подоляка. Но не более того.
Полагаю, что будет следующий повод — и снова будут полярные мнения. Будут обидные высказывания снова для тех, кто за этим следит, читает и пытается в соцсетях оспаривать. Не думаю, что в этой дискуссии сейчас может быть поставлена точка.
— Представитель Объединенного переходного кабинета Беларуси по обороне и национальной безопасности обратился к военнослужащим и всем белорусам и предупредил о последствиях, которые ждут страну после прямого вступления в войну с Украиной. Какое воздействие, по-вашему, это обращение окажет на белорусских военных в нынешней ситуации?
— Знаете, если бы его могли показать по ОНТ или БТ, возможно, можно было бы рассчитывать на какой-то эффект. Сахащика слушают, смотрят, читают те, кто его знают, те, кто подписан на соответствующие информационные ресурсы.
В Беларуси находиться на службе чиновника или военного и при этом сохранять подписку на альтернативные информационные ресурсы опасно. Поэтому опять же я и здесь не вижу большого информационного эффекта, кого и в чем это обращение может убедить.
Больше двух лет в Беларуси продолжается кризис. Мы не видели ярких примеров отказа военных или силовиков выполнять какой-то приказ. И я не вижу перспективы, чтобы под влиянием выступления Сахащика что-то такое могло произойти. Вроде все умные люди понимают, но они, находясь в системе, следуют и выполняют все указания сверху.
Мне кажется, есть более важные вещи. Например, пристального внимания заслуживает заявление Владимира Зеленского, сделанное на саммите «большой семерки», где он предложил разместить на границе между Беларусью и Украиной миссию международных наблюдателей.
Реализация этой идеи могла бы вывести Беларусь из конфликта. Но вопрос, насколько она реализуема с учетом того, что есть сторона, которая заинтересована в том, чтобы Беларусь оставалась соучастником этого конфликта. Это единственное заслуживающее внимания предложение, прозвучавшее в последнее время на международной арене.
Зеленский проигнорировал предложение Светланы Тихановской о том, чтобы заключить некий альянс, установить отношения и так далее.
Украинский президент сделал предложение, которое, по сути, протягивает руку помощи официальному Минску. Указывает на некий выход из ситуации, которая для Беларуси и для белорусского режима выглядит тупиковой, а тут обозначается определенный выход.
И я думаю, что официальный Минск должен быть заинтересован в том, чтобы это предложение было реализовано. Но опять же есть Кремль со своей позицией. Лавров на днях сделал заявление о том, что цели «спецоперации» в Украине остаются прежними, но даже и без этого заявления мы видим, что в России проводится мобилизация, целью которой явно является не мир, а продолжение войны.
— Как оцениваете шансы на то, что предложение Зеленского будет принято?
— Думаю, если бы вопрос решался между Беларусью и Украиной, с этим не было бы проблем. Но поскольку речь касается интересов России, это предложение, скорее всего, будет заблокировано на международных площадках.
Но в принципе это такой ход, который изымает Беларусь из войны. Нейтрализация нашей страны, с точки зрения этого конфликта, — это шаг к понижению напряженности в Европе. Потому что белорусский плацдарм использовался активно Россией для наступления и до сих пор используется для обстрелов украинской территории.
Если забрать белорусский плацдарм у Кремля, это очень сильно может повлиять на все дальнейшие планы России, и понятно, что российские власти вряд ли будут смотреть на это спокойно.
Читайте еще
Избранное