Мацукевич: «С большинством соседей мы имеем сегодня на границе забор, танковые ежи, рвы и прочее, что очень сложно было представить себе в начале 90-х»

Старший исследователь Центра новых идей, бывший дипломат Павел Мацукевич — о печальных итогах внешней политики Лукашенко.

Павел Мацукевич

— Если говорить об интересах Беларуси, то 30 лет правления Лукашенко — конечно, полный провал, — подвел итог Павел Мацукевич на Обычном утре. — Если сравнивать внешнюю политику до прихода к власти Лукашенко в 1994 году с тем, что сейчас имеет Беларусь, это тоже можно назвать провалом.  

На момент 1994 года у Беларуси были хорошие отношения со всеми соседями. А сейчас мы имеем абсолютный антирекорд за всю историю, когда наша страна находится в конфликте со всеми своими соседями, кроме России.

Причем в большинстве случаев мы имеем с этими соседями на границе забор, танковые ежи, рвы и прочее, что очень сложно было представить себе в начале 90-х.

Беларусь обладает уникальным транзитным географическим положением. И этот ресурс этой властью фактически похоронен.

Страна лишилась доступа к ключевым портам стран Балтии и может пользоваться только портами России. Это значит, что практически вся внешняя торговля с третьими странами так или иначе замкнута на одном партнере.

Причем сам по себе факт того, что Беларусь активно торгует с Россией, не подразумевает ничего плохого. В конце концов, так сложилось исторически: экономика Беларуси прежде всего ориентирована на этот рынок.

Однако монопольность этого рынка является настоящей проблемой. Соответственно, этот рынок может диктовать Беларуси любые условия.

РФ — это и основной рынок, и та страна, которая обеспечивает транзит и торговлю Беларуси с другими странам и которая обеспечивает нас энергоресурсами, кредитами, финансами, международной поддержкой и т.д.

Это критический уровень зависимости, оказаться в котором не было абсолютно никакой необходимости. Ведь наши партнеры по СНГ смогли как-то избежать такого критического уровня зависимости.

А Беларусь потеряла важных партнеров. Та же Украина была вторым по значимости экономическим партнером. Понятно, что война — серьезный вызов. Но этот вызов был брошен и для всех партнеров Беларуси по СНГ.

Все решали, как поступить в данной ситуации, и лишь Беларусь умудрилась, впрочем, по известным причинам, стать на сторону России и поддержать агрессию, и в итоге потерять и украинский рынок, и отношения с этой страной.

Во всем этом я вижу большую драму и трагедию для беларусов, потому что мы фактически оказались в заложниках. Мы зависим от одного политика, от его настроения, его возможностей и шансов.

По крайней мере, те, кто живет внутри страны, находятся в полностью зависимости от Лукашенко — в состоянии международной изоляции, санкционного давления. От него зависят и зарплаты, и все социальные программы, и остальное.  

В то же время аналитик не согласен с популярным мнением о том, что Лукашенко окончательно утратил свою субъектность и субъектность Беларуси. 

— Со стороны может казаться, что западные партнеры не видят больше в Беларуси субъекта и полностью считают Минск филиалом Москвы. Но в действительности я думаю, что это не так.

Субъектность Лукашенко все-таки сохраняется. Все решения, которые касаются Беларуси и ее границ, отданы ему на откуп. Он занимается абсолютно всеми вопросами — от картошки до безопасности международной политики.

Мы видим, что в некоторых решениях он автономен. Прежде всего я имею ввиду введение недавнего безвиза для большой групп стран. Точно знаю, что в прошлом на этот счет между Минском и Москвой однозначно искрило.

Отношения с Китаем — тоже интересная глава. Хотя они не являются заслугой Лукашенко, так как начинались не при нем. Но Лукашенко сумел подружиться с Си Цзиньпином и далее многое строилось на личном факторе.

Теперь же беларусско-китайские отношения — один из столпов беларусской независимости. Тот факт, что КНР принимает Лукашенко с государственным визитом, как бы противопоставляется тезису о международной изоляции.

Понятно, что это играет на репутацию правителя, но в то же время это факт в пользу так сказать укрепления суверенитета Беларуси. Раз Китай воспринимает нашу страну как независимое государство, то для его партнеров это четкий знак — смотреть на Беларусь с такой же позиции, — считает Мацукевич.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 3.7(12)