Филин

Яна Соколова

Мацукевич: «Не уверен, что удастся оградить представителей режима Лукашенко от отдыха в Друскининкае»

Экс-дипломат, старший исследователь Центра новых идей Павел Мацукевич — о предложении МИД Литвы согласовывать списки отдыхающих в санатории «Беларусь» в Друскининкае с Офисом Тихановской.

Фото druskininkai.lt

Поскольку санаторий «Беларусь» в Друскининкае жалуется на то, что был вынужден уволить четверть своих сотрудников из-за того, что Литва не выдает визы белорусам для отдыха в здравнице, Министерство иностранных дел Литвы предлагает согласовывать списки отдыхающих с Офисом лидера лидера демсил Беларуси Светланы Тихановской в Вильнюсе.

Об этом говорится в комментарии МИДа Литвы для агентства BNS.

В Офисе Светланы Тихановской отреагировали (цитируется по «З*ркалу»):

— Белорусы, которым необходимо лечение и отдых, имеют право отдыхать в санатории в Друскининкае. Ведь он принадлежит белорусскому народу, а не группе самозванцев, захватившей власть.

Абсолютно неприемлемо, чтобы в этом санатории отдыхали те, кто причастен к репрессиям в Беларуси и войне в Украине. Офис Тихановской и соответствующие структуры готовы оказывать помощь властям Литвы в верификации тех, кто едет туда на отдых и реабилитацию.

В Офисе Тихановской отметили, что готовы общаться с руководством санатория напрямую. Он мог бы принимать на реабилитацию «детей и родственников репрессированных, пострадавших от преступных действий режима».

— Разве людей лечат по политическим соображениям или не лечат по ним же? — комментирует ситуацию Павел Мацукевич. — Врачи лечат всех по медицинским показаниям, поэтому некие такие политические ограничения в принципе, на мой взгляд, не могут приниматься в расчет.

Павел Мацукевич

Это все равно что отказывать преступникам в суде в защите. На Нюрнбергском трибунале был создан прецедент, когда всем нацистским преступникам была предоставлена защита за счет стран-победителей.

Врачи лечат и должны лечить, не глядя на цвет кожи, политические взгляды или принадлежность к тому или иному движению.

Иначе, исходя из этих подходов, белорусские власти прекратят вообще всякое медицинское обслуживание всех, кто находится в белорусских тюрьмах по политическим статьям. Мы же не хотим, чтобы так произошло.

Но от правозащитников поступает информация о том, что политзаключенным несвоевременно оказывается медпомощь.

— Все это есть, но мы же не утверждаем, что режим белый и пушистый и придерживается моральных ценностей. Мы же боремся за свободу и демократию, за иную Беларусь, в которой людей лечат.

Но даже без всего этого у Литвы, у стран ЕС есть списки лиц из Беларуси, которым въезд запрещен. И эта дополнительная цепочка – включение Офиса Светланы Тихановской, да и кого бы то ни было еще, с моей точки зрения, выглядит лишней.

На ситуацию можно посмотреть и по-другому. Если мы не можем привлечь к ответственности людей, причастных к репрессиям, в Беларуси, то почему бы не попробовать их привлечь за рубежом? Если бы условно Тертель, глава КГБ, купился на скидки на шампуни и поехал в «Акрополис».

Непонятно, что меры, предложенные МИДом Литвы, могут дать в практическом ключе. Они могут создать дополнительные препятствия людям из Беларуси, желающим отдохнуть либо получить необходимое лечение в Друскининкае.

Удастся ли при этом действительно каким-то образом оградить представителей режима от отдыха в Друскининкае – в этом я не уверен. Их ограждают действующие санкции в части визовых ограничений на въезд на территорию ЕС.

— Могут ли другие европейские страны использовать кейс литовского МИДа, касаемо другой недвижимости, которая принадлежит белорусским властям или сращенным с ними бизнесам?

— Вся белорусская собственность за рубежом, если мы говорим о ЕС, уже учтена. Ее там мало. Все примеры этой собственности на слуху. В частности, меры по ограничению доступа в части въезда уже введены.

Списки существуют два года, они достаточно обширны, поэтому я не вижу оснований для того, чтобы кто-то из других европейских стран поддержал почин Литвы. Литва вложилась в офис Тихановской и в определенном смысле делала на него свою ставку в противодействии белорусскому режиму. Действия политического руководства Литвы в этом смысле понятны.

То, насколько остро белорусский вопрос стоит в Литве, он вообще не стоит в других странах. Среднестатистические немцы, а тем более португальцы или испанцы не просыпаются с мыслью о том, что там происходит в Беларуси и как помочь Офису или Кабинету Светланы Тихановской, и что еще можно сделать для нашей страны.

Если двигаться от Беларуси на Запад, чем западнее, тем меньше интересует все, что происходит в наших широтах. Поэтому это локальная шпилька со стороны Литвы — не первая и не последняя. Она имеет под собой достаточно четкие политические причины: а) потому что Литва сделала ставку на это; б) потому что действительно Литва на переднем крае, и ее белорусский вопрос интересует так же, как Польшу и Украину.

Не знаю, как будет дальше развиваться эта история, но в принципе я не вижу ничего конструктивного или хорошего в таком повороте. Литва себя оградила от тех людей из Беларуси, кого не хочет видеть или считает ответственными в репрессиях, в насилии, в фальсификации выборов, соучастии в агрессии и так далее.

Может быть, предложение МИДа Литвы заденет и позволит не доехать до санатория какому-то силовику, который туда собирался, в чем я сомневаюсь. С моей точки зрения, наоборот, следовало бы стимулировать приезд людей в Европу, даже исходя из того, что это дает шанс привлечь их к ответственности.

После выборов-2020 прошло два года. За это время принципиально ситуация в Беларуси только ухудшилась, количество сидящих по политическим статьям увеличилось. Только официально признанных политзаключенных 1347, а реально их, наверное, в несколько раз больше.

Перспективы освобождения этих людей не видны. Ни один из инструментов давления на белорусский режим, принятый за эти два года, до сих пор не освободил ни одного человека из белорусской тюрьмы. И при этом почему-то инициаторы этих инструментов и белорусские демократические силы за рубежом в лице Кабинета Светланы Тихановской продолжают настаивать на их применении.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 2.9(19)