Правительство Чехии одобрило предложение МИД о невыдаче виз и видов на жительство гражданам Беларуси и РФ до апреля 2023 года, сообщает портал České noviny.
По мнению дипломатов, этот шаг «призван защитить интересы Чехии в связи с вооруженным конфликтом в Украине, который был вызван вторжением РФ при поддержке РБ».
На белорусов и россиян, имеющих виды на жительство и действующие визы, новые правила распространяться не будут, и для их продления они смогут пройти стандартную процедуру.
— Нужно сразу оговориться, что каждая страна вправе определять свои въездные правила: кого впускать в страну, а кого — нет, исходя из своей логики, своих интересов и каких бы то ни было международных обязательств, — поясняет Павел Мацукевич. — С другой стороны, если судить с белорусской колокольни, все это называется дискриминацией по национальному признаку. Совершенно очевидно, что белорусы никакой угрозы безопасности для Чехии не представляют.
В доковидное время белорусы были чемпионами по количеству полученных шенгенских виз, но при этом они никогда не делали отрицательную статистику в тех странах, куда они ехали. Они не находились на верхних позициях по количеству совершенных преступлений.
Белорусы не формировали миграционную статистику, то есть не были в числе тех народов, которые во что бы то ни стало стараются покинуть свою страну и переехать туда, где будет лучше. Белорусы скорее руководствовались логикой «где родился, там и пригодился».
То, что касается военной проблематики сейчас, тоже все притянуто за уши, с моей точки зрения. Потому что Беларусь не воюет в Украине, а белорусы, которые воюют в Украине, находятся в основном на ее стороне.
Рискну предположить, если брать всех иностранных добровольцев, то возможно, белорусы, воюющие на стороне Украины, займут первое место.
Собеседник «Филина» обращает внимание на срок невыдачи виз и видов на жительство гражданам Беларуси и РФ — до апреля 2023 года. Павел Мацукевич не исключает, что срок может быть подвинут.
— Полагаю, чехи исходят из того, когда приблизительно война может закончиться.
Такие решения — элемент коллективной ответственности. Непонятно, почему она накладывается на белорусов. Я даже не могу понять, как ее можно накладывать и на россиян, несмотря на то, что Россия воюет, и согласно социологическим опросам россияне поддерживают эту войну.
Но не россияне принимали это решение, ведь по поводу «спецоперации» в стране не проводился референдум, чтобы уже точно были основания считать ответственность за эту войну коллективной.
А с другой стороны, примеры такой коллективной ответственности сильно унижают. И унижение наций, народов остаются в исторической памяти и даром не проходят.
Подводя черту, на мой взгляд, решение не обоснованное, не оправдано и является ярким примером дискриминации по национальному признаку.
— Как вы считаете, могут ли такие же ограничения, как Чехия, ввести для белорусов другие страны ЕС?
— Ну, если это сделала Чехия, то, конечно, почему такая же мысль не может прийти какому-нибудь другому государству.
Знаете, что не совсем понятно. Я, может быть, ожидал бы чего-то такого от Португалии, которая находится на другом конце Европы и для которой ситуация в странах Магриба гораздо ближе, чем все, что происходит здесь, у нас, и которая не так погружена во все тонкости, нюансы и, действительно, может быть, имеет какое-то моральное право связать Беларусь и Россию общей ответственностью за войну.
Но это делает Чехия, которая находится в нашем регионе. Чешские политики прекрасно осведомлены о ситуации и о тонкостях, и всех нюансах, и несмотря на это, принимают такое решение. Даже с точки зрения интересов Чехии, хотя не мне об этом рассуждать, и опять же, это их право, им виднее, поделюсь своим мнением.
Нужно понимать, что из Беларуси пытаются выехать молодые и активные — экономически, социально, политически. Для нас это большая потеря, а для тех стран, куда они едут, это в любом случае приобретение.