Филин

Иван Корсак

Мацукевич: «Беларусь четко идет в фарватере российской внешней политики»

Экс-дипломат — о последствиях признания Крыма российским.

Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба во время саммита ОБСЕ в Стокгольме сказал, что Беларусь «сжигает мосты» дружеских отношений с Украиной, признавая Крым российской. 

Произойдут ли серьезные политические и экономические последствия? Или Киев продолжит как и раньше торговать с Беларусью? Об этом Филин спросил у бывшего дипломата, старшего исследователя Центра новых идей Павла Мацукевича.

Павел Мацукевич. Архивное фото

— Может произойти ухудшение в торговле, но оно, скорее всего, будет носить временный характер. Стороны взаимно заинтересованы в ней, и зависят от поставок. Слова могут произносится очень жесткие, но на деле, так или иначе, торговля все равно выровняется. Нет смысла назло Лукашенко отмораживать себе уши — отказываться от поставок белорусского топлива и электроэнергии, если альтернативных источников поставок нет или они дороже. 

Тем более, у нас перед глазами есть пример России и Украины: несмотря на войну, торговля между странами развивается. В этом году украинский экспорт демонстрирует рост. Да, объемы торговли далеки от докризисных, но торговые отношения не свернуты.

А здесь тем более нет оснований полагать, что торговля будет принесена в жертву признанию Крыма со стороны Лукашенко, который пойдет на что угодно, чтобы остаться у власти.

«Филин» отмечает, что пока Киев сохранял дистанцию в отношениях с белорусской оппозицией. Не будет ли признание Крыма российским причиной для активации отношений со Светланой Тихановской и другими центрами?

— Это уже давно произошло бы, если бы штаб Светланы Тихановской мог поставлять в Украину электроэнергию и бензин. В качестве шпильки для Минска такой ход возможен, но это не решит проблем Киева и не приведет Тихановскую к власти в Беларуси.

Надеюсь, украинское руководство в этой истории будет действовать исходя из прагматичных интересов, а не импульсивно и за компанию с ЕС, как это было в истории с бойкотом «Белавиа».

Есть страны на постсоветском пространстве, которые этого не делали, хотя и не поддерживают контактов с белорусским режимом. Например, Грузия. Грузины не стали закрывать авиасообщение и тем помогли и помогают многим тысячам белорусов, вынужденным срочно покинуть Беларусь, сделать это не огородами и на перекладных. Ну и не терять транспортную связь с родиной. 

На вопрос, если Минск согласился на то, что Крым де-юре принадлежит России, то может ли быть следующим шагом признание независимости «ЛНР» и «ДНР», собеседник отвечает:

— «ЛНР» и «ДНР» пока не признаны самой Россией. И тут все зависит оттого, что Россия дальше собирается делать с данными территориями. Если РФ вдруг решит присоединить их к себе, то за признанием этой транзакции со стороны Лукашенко, думаю, дело не станет. Отказываться от них Россия по-моему не собирается.

Получит ли Минск что-то в обмен на свою лояльность?

— Ничего существенного — помощь на нитки и заплатки для бюджетных дыр, поддержку штанов, когда они начнут слетать на пол.

Беларусь четко идет в фарватере российской внешней политики, делает все, что нужно — общая военная доктрина, союзные программы, признание Крыма, учебно-боевые центры, переоринтация ключевых экспортных позиций на транзит через Россию, обход санкций с помощью России.

Санкции способствуют всем этим невеселым процессам, по санкционным спискам можно примерно ориентироваться в предприятиях и отраслях, которые отойдут России первыми.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 3.6(40)