В мире
Татьяна Гусева

«Люди думали, если они поменяют флаги — начнется новая жизнь, а по факту «Партия регионов» стала «Единой Россией» в Крыму»

Независимый журналист из Крыма Сергей Мокрушин рассказал «Салiдарнасцi» о том, как изменилась жизнь на полуострове за год, прошедший после референдума.

— Вы спрашиваете, что изменилось в Крыму. Проще всего объяснить это событиями, которые происходят у нас. Недавно я приехал от управления ФСБ, где продержали на допросе мою коллегу Наталью Кокорину(разговор состоялся 13 марта – прим «С»). Перед этим у нее утром провели обыск.

В четверг я был в суде, где выносили постановление в отношении активистов, которые пришли на митинг ко дню рождения Шевченко с украинской символикой. Их приговорили к 40 часам исправительных работ. Днем ранее я присутствовал при обыске дома Александра Костенко, который сейчас находится в СИЗО Симферополя, где подвергается пыткам. Он подозреваемый по делу об избиении «Беркута» на Майдане.

Раньше в Крыму подобных процессов не было, а сейчас у нас каждую неделю появляется новое политическое дело. В отчете Freedom House соблюдение прав и свобод человека в Крыму оценивается на уровне 6,5 баллов при самой худшей оценке 7.

В Крыму практически не осталось независимых СМИ. Одна телекомпания и несколько интернет-площадок работают до 1 апреля, пока действует переходной период. В регистрации этим средствам массовой информации отказывают по формальным предлогам. С начала апреля их работа будет вне правового поля.

Крым прожил год в очередях

Качество жизни в Крыму ухудшилось. Переход на российские стандарты, например, на страховую медицину в сфере здравоохранения, привел к огромным очередям. Люди берут талоны к специалистам узкой направленности за 2-3 недели. Бывает, человек с острой болью не может попасть на прием к врачу.

Та же ситуация в сфере Федеральной миграционной службы. Несмотря на бравые отчеты руководителей ФМС по Крыму, еще не все получили паспорта. Когда дело касается оформления документов, приходится долго ждать в очередях.

Ситуация с повышением зарплат и пенсий выглядит следующим образом. Действительно, в 2-3 раза подняли пенсии и зарплаты бюджетникам. Но у тех, кто работает в других сферах, доходы не выросли в 2 раза.

Повышение зарплат могло сыграть позитивную роль до того, как цены его съели. На период курортного сезона люди могли почувствовать, что им на большее хватает. Сейчас ситуация та же, что была при Украине. Если перевести зарплату в доллары, большинство получает 200 долларов в месяц.

Наряду с увеличением зарплат бюджетникам и пенсий на 50-150% подорожали продукты. Дорожают услуги ЖКХ. Россия не принесла богатства крымчанам. Здесь все осталось в лучшем случае на прежнем уровне.

В центрах занятости много вакансий с зарплатами 5-7 тысяч рублей. На эти деньги прожить в Крыму очень сложно.

«Любой человек в Крыму скажет вам, что он очень любит Россию и лично Владимира Путина»

Недавно в Украине разгорелся скандал. Компания GfK Ukraine провела телефонный опрос крымчан, считают они Крым Россией или Украиной. И по статистике большинство крымчан высказались за Россию.

Но нужно понимать, какая обстановка царит сейчас в Крыму. Даже парламентская газета вынуждена была реагировать на волну доносов, которые направлялись к ним в редакцию.

...Я не знаю, что с людьми произошло. Наверное, массовая пропаганда и засилье спецслужб возымели эффект чудовищного тотального эксперимента, и люди в Крыму сейчас с удовольствием стучат друг на друга. Если человек вас не знает, он вам не доверяет и вряд ли выскажет свою позицию. Думаю, любой человек в Крыму скажет вам, что он очень любит Россию и лично Владимира Путина. Здесь царит атмосфера недоверия.

...У меня есть друзья из Беларуси, которые здесь отдыхали. Даже на отдыхе они стараются не говорить на политические темы. Думаю, что крымчане тоже к этому придут, к сожалению.

«Когда начинают работать спецслужбы, они добиваются, чтобы человек не выходил на СМИ»

Недавно в Симферополе учителя уволили с работы за его общественную деятельность. Врач приехал в парк Шевченко с флагом Украины, а потом его понизили в должности. Много таких историй. Самое страшное, что мы об этих историях мало знаем.

Мы ведем статистику, сколько в Крыму человек пропало, сколько нераскрытых убийств с момента референдума. А потом мы узнаем от российских правозащитников, которые сходили в Лефортово, о задержаниях, о которых мы не знали.

Полагаю, что полного списка дел составить просто невозможно. Люди запуганы. Когда начинают работать спецслужбы, они добиваются того, чтобы человек не выходил на СМИ. Ему объясняют, что так будет лучше для него. Когда пропадали люди, а потом спустя продолжительное время их родственники обращались к журналистам, мы спрашивали у них, почему так долго молчали. Они отвечали: «Нам сказали, что так будет лучше – молчать».

Учитывая, что свободные медиа в Крыму на грани исчезновения, ситуация будет ухудшаться.

Провластные интернет-ресурсы острые события либо замалчивают (что происходит в большинстве случаев), либо подают через комментарий власти.

В Крыму такой ситуации не было никогда, потому что медиа принадлежали разным людям. Были, в том числе и независимые медиа, которые работали на гранты, которые занимались институциональным развитием и повышением медиаграмотности. Работали медиа, принадлежавшие бизнесменам, и государственные.

Сейчас председатель комитета государственного совета Крыма по СМИ Сергей Шувайников открыто говорит о том, что есть вражеские СМИ, а есть наши. И с вражескими СМИ надо бороться!

Когда власти без причины могут прекратить аккредитацию либо отказать в ней журналистам, позволяют себе не отвечать на запросы зарегистрированным СМИ либо отвечать не по существу, о какой свободе слова может идти речь?

«Крымчане не научились пользоваться дарами свободы, говорить, отстаивать свои права»

Если спросить у крымчанина, в чем его проблема, он скажет, что виновата Украина. Когда состоялся референдум, все говорили, что не нужны нам украинские электричество и вода — Россия нас всем обеспечит. Когда в конце прошлого года все выключилось, сразу обвинили Украину.

В том, что сейчас огромные очереди на перешейке, который связывает Крым с материковой частью Украины, и появились границы, — тоже «виновата» Украина.

По телевизору крымчан активно учат делать такие выводы. На государственной телекомпании «Крым» есть программа «Информационная война», ведущий которой учит крымчан: если вы заметили, что журналисты задают провокационные вопросы и спрашивают об отношении к власти, о повышении цен и так далее, это надо пресекать. Прямым текстом так и говорится с телеэкрана.

... За 23 года крымчане так и не научились пользоваться дарами свободы, не научились говорить, отстаивать свои права... Я сам из Керчи. 15 лет там был мэром Олег Осадчий, который сейчас сидит. Все эти годы керченские бюджетники выходили на субботники, поскольку дворники не работали. Улицы подметали учителя, врачи, студенты, школьники.

Когда мы просили людей сказать, что они думают о субботниках, без камеры они говорили: «Да, это принудиловка. Мы не хотим мести улицы». А на камеру заявляли: «Все отлично, мы очень любим свой город. Мы идем его убирать».

Очень сильны были электоральные коммунистические настроения. Власть играла на настроениях. Здесь, наряду с Донбассом, была основная платформа «Партии регионов», которая паразитировала на теме русскоязычного населения Крыма.

...Я думаю, что крымчане еще не до конца поняли, что они потеряли. Активисты и общественные деятели уехали год назад. Журналисты уезжали в течение года и продолжат это делать. Затем настанет черед правозащитников, а потом будут простые люди. И вот это очень страшно.

Мы видим, как это происходит в России, когда простых людей обвиняют в госизмене и сажают в СИЗО. В Лефортово есть украинский угол, часть которого занимают крымчане. Следственный комитет РФ возбуждает уголовные дело по событиям на митинге, который происходил в тот момент, когда в Крыму висели украинские флаги. Этот же комитет возбуждает уголовное дело по событиям на Майдане. Это абсурд. В рамках этих дел задерживаются люди, их избивают, проводятся обыски и т.д.

Путь ущемления прав и свобод, который Россия проходила 20 лет, мы проходим за один год. Это очень больно скажется на крымском обществе.

«Люди поверили телевизору и подумали, что в России действительно сказка»

В украинском Крыму у людей была возможность смотреть телеканалы Украины и России. Например, в Керчи для этого не нужна была спутниковая антенна. Украинский народ знал про Межигорье, сколько украл Янукович, как себя ведут народные депутаты и на каких машинах ездят прокуроры. В России по телевидению этого не показывают. У них показывают, что коррупции нет, что вся Россия – это Москва по уровню жизни.

Люди поверили телевизору и подумали, что в России действительно сказка. А сейчас они начинают возмущаться плохими дорогами, ценами, отключением воды. Люди столкнулись с реальностью, а она не имеет ничего общего с той картинкой, которую показывают по федеральным каналам России.

В Крыму низкая культура потребления информации из альтернативных источников. Преобладает аудитория телевизоров и печатных изданий. Небольшой процент крымчан читает в интернете новости из разных источников и сопоставляет точку зрения власти с альтернативной.

Многие безоговорочно верят телевизору, уверены, что в Киеве сейчас правят нацисты. Когда я еду на материковую часть Украины, мне говорят: «Как же ты туда поедешь, тебя же снимут в Нацгвардию или побьют за русский язык!». Крымчане почему-то считают, что во Львове опасно разговаривать на русском языке. Я был после крымских событий во Львове — и ничего.

Многие крымчане не покидали пределов Крыма. Они не знали, как живет Украина. Не говоря уже о Европе, которую ругают.

Разруху в собственном городе люди связывают не с мэром или местными чиновниками. У них виновато государство.

Они думали: если поменяют флаги — начнется новая жизнь. Коррупция исчезнет. Чиновники поменяются. А по факту случилось так, что «Партия регионов», которая 15 лет управляла Крымом, стала «Единой Россией» в Крыму. Лица практически не поменялись. Появились новые, но в основной массе это те же люди. Крымчане не поняли главного: если хотите жить хорошо — нужно следить, как тратятся ваши налоги, а не идти за тем, кто дает сладкие обещания.

Крым отдан на разграбление. Его бюджет пуст. Крым экономически не самостоятелен и нуждается в дотациях — сейчас это признают. В условиях западных санкций и экономического кризиса Крым становится тяжелой ношей для российского бюджета, поэтому расходы на него урезаются. Думаю, впереди нас ждут не самые лучшие времена. А с точки зрения гражданских прав и свобод — это территория без будущего.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)