Общество
Семен Печенко

«Любые реформы в образовании, которые делаются за три месяца, будут негативны»

К 1 сентября известный минский репетитор Евгений Ливянт рассказал «Салідарнасці» о главной проблеме белорусской системы образования.

В Украине упростят школьную программу. Реформа коснется практически всех предметов, сообщает «Настоящее время». Украинским второклассникам больше не придется зазубривать таблицу умножения и заучивать правила родного языка — теорию заметно сократят.

«Салідарнасць» попросила известного минского репетитора по физике и математике Евгения Ливянта поделиться своим мнением о реформе в Украине и возможности повторения подобной практики в белорусских реалиях. В своем комментарии наш собеседник акцентировал внимание на том, как нужно и как нельзя проводить реформы в сфере школьного образования.

— Я читал про украинскую реформу, но я не читал ее обсуждения. С одной стороны, систему образования нужно менять, это достаточно сложная проблема. С другой, если нужно что-то серьезно менять, то нужно не меньше года потратить на подготовку. Провести публичное обсуждения, выслушав все аргументы «за» и «против», привлечь к дискуссии экспертов. И, безусловно, провести тестирование.

Если мы говорим об Украине, то нужно взять один экспериментальный класс в гимназии в центре Киева, группу в спальном районе, в Днепропетровске и в какой-нибудь станице. Посмотреть, что получается. Потом еще раз все это обсудить. Но я регулярно отслеживаю информацию из Украины и ничего подобного не слышал, — рассказал Евгений Ливянт.

По его мнению, любая реформа, даже самая многообещающая, будет обречена на провал, если будет готовиться в спешке и без участия профильных специалистов.

В качестве примера собеседник «Салiдарнасцi» привел школьную реформу, проведенную в Беларуси в первые годы независимости:

— Я сейчас крайне непопулярную вещь скажу: кризис нашей системы образования начался не в 1994 году, а на несколько лет раньше. Начался он с белорусизации. И проблема не в белорусском языке — конечно, нужно было его возрождать и поднимать. Но когда решили в течение нескольких месяцев перевести всю страну на белорусский язык — это было неправильно. Принятие таких решений за короткий отрезок времени без всестороннего обсуждения, тестовых групп, обсуждения промежуточных результатов приводит к крайне плачевным результатам.

По словам эксперта, тот пример, когда учебники и программы в начале 1990-х заменили в течение полугода, послужил плохим примером для последующих поколений чиновников от образования:

— Они решили: «О, так можно!». За три месяца, максимум полгода — раз и все! Но важно помнить, что любые реформы в образовании, которые делаются за три месяца, будут негативны. Вот и те реформы, что у нас сейчас, они все априори будут негативны. Потому что не было ни широкого общественного обсуждения, ни привлечения экспертов, ни реального оппонирования. Ничего этого не было. Из-за этого мы в нашей системе образования имеем то, что имеем.

Специалист убежден, что любая реформа требует переобучения учителей:

— Нужны целевые курсы повышения квалификации в связи со сменой школьной программы. Ведь реформа — это новая методика работы, другие учебники, подход.