Филин

Юлия Кот

Лысенков: «Наше государство в сложившейся ситуации беспомощно, поэтому перекладывает свои задачи на другие плечи»

Белкоопсоюз предложил ритейлерам отчислять деньги на поддержку сельской торговли. А так можно было? Предприниматель в интервью Филину отвечает на этот вопрос.

Городская торговля в Беларуси могла бы поддержать сельскую через специальный фонд. Об этом заявила глава правления Белкоопсоюза Инесса Короткевич.

По словам чиновницы, «была мысль поговорить с собственниками некоторых сетей», чтобы сформировать некий фонд отчислений — и те торговые сети, которые больше 50% своего оборота формируют в городе, «чтобы долю в 1% они отчисляли...».

Например, сказала Инесса Короткевич, фонд мог бы компенсировать затраты на топливо — и не только Белкоопсоюзу, но вообще всей сельской торговле.

По официальным данным, на сегодня в системе Белкоопсоюза — почти 3,5 тысячи стационарных сельских магазинов, а также 549 автолавок, которые обслуживают свыше 13,5 тысяч сельских населенных пунктов. То есть, будем откровенны, госструктура — монополист в сфере сельской торговли. И планов у нее громадье: расширять присутствие системы потребкооперации в городах, запустить в ближайшее время собственный единый интернет-магазин. Осталось только решить главную проблему — многолетнюю убыточность. И почему бы не за счет «городских».

Такой подход, очевидно, близок главному хозяйственнику всея Беларуси, который считает бизнесменов «распаневшими» и всегда не прочь их немножко раскулачить. Но если взглянуть чуть глубже — далеко не у всех торговых сетей дела идут хорошо.

Вспомним почившую в бозе госсеть «Радзивилловский», реанимировать которую не удалось даже успешному предприятию, закрывающиеся магазины ProStore, прогоревший «Виталюр», ушедший с рынка «Буслик», проблемы у «Острова чистоты» — и это не весь список. Словом, для многих ритейлеров даже 1%, который предлагают отдать и поделить на селе — далеко не лишний.

Стоит ли сочувствовать Белкоопсоюзу и что не так с идеей поддержки сельской торговли за счет «городских», Филину прокомментировал предприниматель, экс-госчиновник Николай Лысенков.

— Торговля на селе — скажем так, дотируемая, — отмечает предприниматель. — Она не самоокупаемая в большинстве стран мира. И дотируется это из бюджета: государство дает в том числе частникам, мелким торговцам, работающим на селе, какие-то налоговые льготы, выделяет субсидии, просто чтобы решить эту социальную задачу, чтобы торговля шла и люди в деревнях были обеспечены различными товарами и продуктами.

К сожалению, в Беларуси — очень большая дыра в бюджете. По большому счету, на сегодня мы беднейшая страна в регионе. Даже у Украины, которая больше 10 лет находится в состоянии войны, экономическое положение лучше, чем у нас.

При этом не забываем, что сельское население в Беларуси очень сильно уменьшилось за последние 20-30 лет, и эта тенденция сохраняется. Село опустошается, остаются, как правило, неработоспособные в большинстве своем жители — пенсионеры, которые не работают и в то же время не имеют возможности съездить в город, чтобы купить продукты и прочие товары.

В Белкоопсоюзе, естественно, ищут, что могут сделать в сложившихся условиях. А условия в беларусской экономике катастрофические, и с каждым годом дела идут все хуже и хуже.

Власти говорят, мол, санкции никак не влияют — на самом деле ограничения  очень сильно влияют на нашу экономику, — и то, что мы сейчас видим, все еще цветочки, ягодки будут впереди. Даже если санкции сейчас отменят, они будут несколько лет сказываться на беларусской экономике.

А раз бюджет не может профинансировать в достаточной степени сельскую торговлю — значит, надо искать другие источники, чтобы люди на селе не голодали. Вот и идут на то, чтобы где-то в другом месте забрать — например, в городах.

Это логичное действие для теперешних властей, которые стремятся не столько к стратегическому развитию, сколько к тому, чтобы удержать экономику на плаву, не утонуть глубже, чем уже есть. «Снять» деньги с городских торговых сетей — это ненормально, но вполне логично для властей.

— Если не забирать у других, но стимулировать местных предпринимателей, частный бизнес, дать какие-то преференции для торговли на селе — это поможет?

— Преференциями и льготами уже ничего не добьешься, нужно конкретное субсидирование. А оно упирается в бюджет, в котором нет денег — соответственно, брать неоткуда. В данном случае, если инициативу одобрят, это и будет субсидирование, только не за счет государства, а за счет городской торговли, других предпринимателей.

Наше государство в сложившейся ситуации беспомощно, поэтому перекладывает свои задачи на другие плечи — пусть город финансирует село. У нас денег нет, а без хлеба, грубо говоря, людей оставить нельзя — давайте «выкручивать руки» городской торговле.

Хотя и там тоже хватает проблем, и даже 1% для предприятий, у которых рентабельность ниже этой цифры — уже много.