Поскольку в бюджете деньги очень ограничены, любая копейка не лишняя. Но стоит упомянуть, что и до этого постановления по ряду параметров банки с налоговой работали в кооперации.
Лузгина: «Власти хотят больше контролировать людей, которые получают, по их мнению, высокие доходы»
Экономист Анастасия Лузгина — о закручивании гаек в финансовой сфере.
Беларусские банки будут сообщать налоговой о счетах физических лиц с большими суммами. Как следует из постановления министерства по налогам и сборам, банки должны передавать налоговикам сведения о наличии и реквизитах счетов физлиц, за исключением счетов по учету вкладов, если сумма приходных операций по ним превысила 150 тысяч рублей в год.
По счету, открытому в иностранной валюте, каждая приходная операция будет пересчитываться в беларусские рубли по официальному курсу.
Такие сведения за прошлый год должны быть переданы в МНС не позднее 1 сентября 2024-го.
Идет ли речь о дополнительном способе собрать «налог на богатство» или об обычном инструменте контроля, чтобы налоги платили все и вовремя, и даст ли подобная мера большие поступления в бюджет или скорее подтолкнет беларусов не хранить деньги в банках, Филин обсудил со старшим научным сотрудником BEROC Анастасией Лузгиной.
— Про отъем денег у богатых речь особо не идет, на мой взгляд, смысл сводится к контролю, — говорит экономист.
— То есть власти в целом и налоговики в частности хотят больше контролировать людей, которые получают, по их мнению, высокие доходы в течение года. И если такое происходит, если сумма поступлений превысит оговоренные 150 тысяч, будут внимательно проверять, насколько тот или иной человек уплачивал налоги, в соответствии с беларусским законодательством. Тем более, с этого года ввели налог на богатство в виде повышенной ставки подоходного налога.
Например, это касалось денежных поступлений из-за границы, уже довольно давно все транзакции налоговая видела, подгружая базу данных от банков.
Теперь решили расширить сферу контроля на сферу крупных операций и внутри страны — большие суммы, которые оборачиваются внутри Беларуси в течение года. Нужно будет обосновать и либо заплатить налог, либо объяснить, почему это не было сделано.
— Что даст подобная мера: позволит ли собрать больше налоговых поступлений в бюджет или, скорее, стимулирует людей еще меньше пользоваться беларусскими банками, уходить в кэш?
— Думаю, люди отреагируют по-разному. Если человеку нечего скрывать — проверят его операции по счету, заплатит налоги и, что называется, будет спать спокойно. Хотя чисто психологически кто-то может испугаться, что государство ввело еще один дополнительный элемент по учету доходов.
Это часть общего тренда: в последнее время мы наблюдаем ужесточение государственного контроля в разных сферах.
Вспомним недавнюю информацию о том, что силовики получили супердоступ не только к банковским операциям беларусов, но даже к базам данным сотовых операторов — гайки закручиваются все жестче, тотальный контроль усиливается, и банковские счета лишь его часть.
С одной стороны, ничего страшного в большей прозрачности банковских операций и отчетах перед налоговой нет, отмечает Анастасия Лузгина. А с другой стороны — остаться вне поле зрения государства беларусам все сложней, и очевидно поставлена задача собрать если не налоги, то штрафы с «уклонистов».
Насколько действенной окажется эта мера (вырастут ли налоги или поступления от штрафов, и если да, то насколько), будет понятно по отчету правительства об исполнении бюджета или отчету за 2024 год министерства по налогам и сборам.
Читайте еще
Избранное