Лузгина: «У правительства чрезмерно оптимистичный взгляд на экономику»
Экономист — о том, насколько реалистичны планы беларусских властей нарастить ВВП.
Аналитики Европейского банка развития отметили в еженедельном макрообзоре, что основными драйвером роста экономики Беларуси в январе 2024 года стали промышленность и торговля. Зато строительство продолжает падать, как и IT-сфера, а также водоснабжение, сбор, обработка и удаление отходов.
По итогам года, по мнению специалистов ЕАБР, беларусская экономика вырастет примерно на 2%, значительно уступая в темпах экономике Армении, а также Таджикистана. Но у правительства на этот счет другие планы — напомним, власти РБ ожидают роста на 3,8%, в том числе за счет внешних инвестиций и внутреннего спроса. Кто ближе к реальности?
— Думаю, ближе все-таки ЕАБР, в то время как у беларусского правительства чрезмерно оптимистичный взгляд на экономику, — отмечает в экспресс-комментарии «Салідарнасці» старший научный сотрудник BEROC Анастасия Лузгина. — В прошлом году удалось достичь роста ВВП в 3,9%, но этот рост во многом был восстановительным.
После падения в 2022 году экономика объективно начала восстанавливаться, а мягкая экономическая политика стимулировала этот рост на основе низкой базы.
В текущем году у нас такой базы уже нет. И второй момент, который важно иметь в виду: экономика Беларуси небольшая, и ресурсов для активного роста у нее не так много.
У любой экономики, в том числе и беларусской, есть ограничения по производственным мощностям, трудовым ресурсам, поясняет экономист. Например, кадровый дефицит за прошедший год никуда не делся, и квалифицированных специалистов нередко сложно найти.
Что касается расширения возможностей производства, то это также требует дополнительных инвестиций и времени. Если государство решит продолжить стимулирование — поддерживать предприятия из бюджета, раздавать дешевые кредиты — это может привести не к экономическому росту, а к перегреву экономики и ускорению инфляции, которая погасит ожидаемый рост.
— Один из факторов, которым должен быть обеспечен ожидаемый правительством рост экономики — это рост экспорта, — говорит Анастасия Лузгина. — Но и здесь есть проблемы. Переориентация экономики на другие рынки в большей степени уже произошла в прошлом году, и наращивать поставки своей продукции на российский рынок сложно: там и собственные предприятия начинают работать активнее, конкурируя с беларусскими, и к тому же приходят китайцы, которые тоже создают конкуренцию.
Темпы развития российской экономики отразятся и на беларусской, отмечает эксперт, — вероятно, в сторону охлаждения. Поэтому установка правительства на 3,8% роста ВВП в нынешнем году выглядят маловероятными:
— Скорее всего, цифра будет ближе к расчетам ЕАБР. Кстати, и BEROC также не разделяет оптимизма беларусского правительства — прогнозируется рост менее 2%.
Судя по некоторым показателям, добавляет Анастасия Лузгина, в Нацбанке РБ ситуацию также оценивают трезво и предпринимают отдельные шаги по ужесточению экономической политики. Хотя с ограничительными мерами, в отличие от Центробанка РФ, в Беларуси не торопятся. Очевидно, правительству хотелось бы получить высокий рост ВВП — но на практике это вряд ли будет возможным.
Читайте еще
Избранное