Филин

Юлия Кот

Лузгина: «Сдерживать цены постоянно невозможно. Придется отпускать»

Экономист — о неприятных тенденциях, которые беларусы чувствуют собственными кошельками.

Национальный статистический комитет опубликовал данные о росте цен в октябре. Инфляция в Беларуси в годовом выражении составила 3,7% — почти вдвое выше, чем месяц назад. Как отмечают аналитики, самым заметным в текущем году был рост цен на продовольственные товары, также на общей инфляции сказалось подорожание услуг, и лишь в отношении непродовольственных товаров употребляется формулировка «снижение цен замедлилось».

Власти, напомним, рассчитывают, что по итогам года инфляция удержится на уровне 7-8%, а в следующем году и вовсе замедлится до 6%. А вот независимые экономисты не раз говорили о том, что жесткое ценовое регулирование и «перегрев» экономики чреваты неприятными последствиями. Это уже они, или у октябрьского роста цен иные причины?

О причинах ускорения инфляции, которая по некоторым показателям (рост цен на услуги — 7,9%) уже догнала прогнозы правительства, и перспективах к концу года Филин расспросил старшего научного сотрудника BEROC Анастасию Лузгину.

— У теперешнего роста цен есть несколько факторов, — поясняет экономист. — Во-первых, как раз в прошлом году в октябре было введено госрегулирование цен, они снизились по ряду позиций.

Рост цен за июль-август 2023 года по сравнению с базой прошлого года на непродовольственные товары был отрицательным. А уже в октябре-ноябре текущего года начинает накладываться эффект того самого регулирования, и в сравнении с дефляцией 2022-го рост более заметен.

Второй момент — действительно, нельзя бесконечно сдерживать цены. Здесь получился накопительный эффект: с одной стороны, государство всячески сдерживало цены на товары, а с другой стороны, издержки производителей росли, потому что в Беларуси проводится очень мягкая экономическая политика: зарплаты активно росли (и растут до сих пор), очень доступным стало кредитование.

Как итог, говорит Анастасия Лузгина, поскольку процесс по сдерживанию цен продолжается год, у предприятий, организаций и компаний остается все меньше возможностей оптимизировать производство, «ужаться» настолько, чтобы удерживать заданный уровень цен или повышать их по минимуму.

Также нужно учитывать то, о чем говорил ряд экономистов: наблюдается «перегрев» экономики. То есть, она выходит на максимальные возможности производства, и дальнейшее ее стимулирование за счет дешевых кредитов и роста доходов населения приводит ни к чему иному, как к инфляции и девальвации.

Притом в любом случае, добавляет эксперт, цифра инфляции в 3,7% не соответствует реальной картине из-за жесткого ценового регулирования. И хотя правительство не собирается отступать от подобной тактики, оно будет вынуждено соглашаться на постепенное повышение стоимости товаров и услуг.

— Можно ли говорить о тренде — о том, что цены, пусть и очень медленно, но пойдут в дальнейший рост?

— Я думаю, что да. То замедление по ряду позиций, которое мы видели летом, во многом было обусловлено прошлогодней базой и сезонными факторами, но уже с октября-ноября эффект ценового регулирования и соотношение цен месяц к месяцу будет все заметнее.

Конечно, мы не увидим к концу года, что инфляция составит 15-20% — но больше 5% вполне может быть. И хотя это вроде бы не много и вполне укладывается в планы правительства, видно, что правительство эта тенденция волнует, поскольку «держать» цены становится все сложнее.

Уже есть примеры, когда берутся за регулирование цен не только товары, но и на услуги, чтобы те не так сильно отрывались от цен на товары — в частности, и не росли столь быстро — в целом. Из последнего: установление предельных расценок на стоматологические услуги.

Плюс к тому, начинают испытывать значительные проблемы предприятия и организации. Это видно, например, по случаям, о которых медиа пишут в последнее время: финансовые проблемы в «Бусліке», у «Острова чистоты», «Виталюра», даже «Евроопта». Помимо индивидуальных трудностей, это связано и с общей проблемой, невозможностью повышать цены.

И чтобы не допустить, чтобы эти проблемы стали массовыми и тем более доходило до банкротства, скорее всего, постепенно компаниям позволят повышать цены на товары. Это объективная необходимость: сдерживать цены постоянно невозможно, придется отпускать.

Свою роль в повышении цен, отмечает Анастасия Лузгина, сыграет и импорт. К примеру, те товары, которые поставляются в Беларусь из России, подвержены постепенно разгоняющейся в РФ инфляции — и это скажется на ценовой картине внутри Беларуси. Плюс к этому дорожающий российский рубль также будет повышать стоимость российских товаров в беларусских рублях.