Лузгина: «Нацбанк избрал осторожную позицию и старается косвенными инструментами охладить рынок»
Старший научный сотрудник BEROC Анастасия Лузгина – о рисках инфляции и девальвации в Беларуси.
Беларусы активно наращивают долги по кредитам на потребительские нужды и недвижимость — на 1 мая они составили 21 млрд 905,2 млн рублей. Это на 517,5 млн рублей больше, чем месяцем ранее, исходя из данных Нацбанка.
При этом ранее Нацбанк заявлял об инфляционных и девальвационных рисках для экономики, которые связаны в том числе с тем, что население и бизнес активно берут кредиты.
— Логика людей здесь понятна, — комментирует «Салідарнасці» сложившуюся ситуацию экономист Анастасия Лузгина. — Если мы говорим о рисках инфляции, то это больше касается депозитов: люди отдают деньги в банк, и, если случается высокая инфляция, доходность депозитов либо снижается, либо может даже уйти в отрицательное значение в реальном выражении.

Риски по кредитам есть в том случае, если увеличивается инфляция, а ставка плавающая — тогда платить надо будет больше. Если же ставка фиксированная, инфляция постепенно будет «съедать» доходность кредитов для банков.
Сейчас в Беларуси отмечается относительно спокойная ситуация в экономике: мы видим рост дохода населения, рост ВПП. К тому же есть предложения от банков по кредитованию — все это стимулирует экономический спрос на кредиты.
Эксперт считает, что как минимум до следующего года мы не увидим серьезной инфляции, ведь власти все еще настроены на сдерживание цен.
То же самое с обесцениваем рубля: по словам Лузгиной, о резкой девальвации сейчас говорить не приходится, так как валютный курс в Беларуси устанавливается рыночным способом.
Тем не менее Нацбанк обозначает эти риски и даже предпринимает шаги в сторону ужесточения своей монетарной политики.
— Он повышает расчетные величины стандартного риска — этот показатель означает, что Нацбанк периодически пересматривает предельные ставки по новым кредитам для физических и юрлиц. Это позволяет банкам быть более гибкими в области установления рыночных ставок по кредитам.
Но это осторожные шаги. Более жесткие меры делает Центральный банк России: он повысил в 2023 году аналог нашей ставки рефинансирования, в этом случае резко подскакивает уровень ставок по всей экономике. То есть основная масса кредитов, которые банки предлагают населению и предприятиям, повышаются, кредиты становятся дорогими и это сбивает спрос на кредиты.
В Беларуси Нацбанк избрал осторожную позицию и старается более косвенными инструментами охладить рынок, чтобы замедлить темпы роста кредитования.
Экономист соглашается с опасениями Нацбанка: сейчас многие беларусы берут кредиты, в нынешней ситуации это создает риски инфляции и девальвации. Однако это не означает, что беларусам теперь не стоит брать кредиты.
— Я бы советовала в любом случае (даже без учета глобальных макроэкономических рисков) подумать о своих личных приоритетах. Когда человек берет кредит, у него возникает задолженность перед банком: не важно, под какой процент.
Здесь важно посмотреть на свои ежемесячные расходы и подумать, насколько целесообразно покупать, допустим, новый смартфон в кредит.
Но в кредитах и нет ничего плохого. Если человеку действительно что-то нужно, то проще взять кредит, а не копить несколько лет. Тут уже каждый сам выстраивает стратегию. Но все-таки нужно понимать, что кредиты надо брать на вещи, которые необходимы, а не которые хочется сейчас купить, потому что это модно.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное