Денег можно вбухать очень много, а вот будет ли получена желаемая отдача или поддержка новых предприятий ляжет в качестве дополнительной нагрузки на бюджет, и тот же Банк развития будет раздавать всем кредиты, чтобы простимулировать экономику?
Лузгина: «Это как ставили повсеместно пять домиков, чтобы специалисты не уезжали, а оставались на селе»
Что не так с программой «Один район — один проект».
Министерство экономики Беларуси разрабатывает проект закона «О содействии и стимулировании реализации инвестиционных проектов» — вскоре он поступит на рассмотрение в парламент и, как планируется, заменит декрет № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций».
В документе прописано внедрение ряда новых инструментов и стимулов для поддержки «больших и малых коммерческих инвестпроектов». Например, речь идет о новых льготах и преференциях (льгота по налогу на прибыль, стабилизационная оговорка сроком до 5 лет), обязательстве государства выкупать часть произведенной продукции.
Также предусмотрен упрощенный порядок взаимодействия государства и частного бизнеса — решения по региональным инвестпроектам смогут принимать областные и даже районные исполкомы.
Поможет ли новый закон привлечь инвестиции и реализовать план «один район — один проект», о котором неоднократно говорил правитель Беларуси, или обещанные льготы не перевешивают рисков? Об этом Филин поговорил с экономистом, старшим научным сотрудником BEROC Анастасией Лузгиной.
— Судя по всему, власти надеются с принятием нового закона убить сразу нескольких зайцев: и инвесторов заинтересовать преференциями, и импортозамещение активизировать, и регионы развивать. На ваш взгляд, перспективы действительно радужные?
— Озабоченность госорганов вопросом наращивания инвестиций понятна, они не просто так очередной раз об этом заговорили иразработали план «Один район — один проект», — отмечает эксперт. — В прошлом году ВВП Беларуси сократился на 4,7%. А в текущем 2023 году заложено 3,8% роста ВВП — и в основном, исходя из прогнозных показателей, это должно произойти прежде всего за счет инвестиций.
Инвестиции должны вырасти на 22% с небольшим, а это, в свою очередь, обеспечит экономический рост.
Премьер-министр Роман Головченко еще в начале весны сообщил, что уже разработаны 129 проектов районного уровня общей стоимостью 4,3 миллиарда рублей; они должны быть реализованы в течение трех лет. Например, Буда-Кошелевскому району предстоит освоить выпуск упаковки для молочной продукции, Пинскому — освоить месторождения базальтов и туфов, Октябрьскому — выпускать «экспортно-ориентированные продукты питания».
— Кто-то, скорее всего самостоятельно изъявляет желание реализовать тот или иной проект, но часто это просто спускается сверху вниз, — комментирует экономист, как составляется план реализации инвестпроектов.
Насколько он жизнеспособен?
— Белорусская экономика находится под ручным управлением, инвестиции стараются стимулировать также с помощью госресурсов, к тому же подключаются банки, — говорит Анастасия Лузгина. — Хотя нужно смотреть, что понимается под инвестпроектами: есть какие-то совершенно новые идеи, а есть проекты, которые реализуются достаточно давно, но результаты не совсем такие, как ожидалось.
Например, в Миорах никак не могут разобраться с многострадальным металлопрокатным заводом: пишут, что теперь его преподнесли как один из региональных инвестпроектов, и будут опять реанимировать.
Экономика адаптируется к любым условиям, подчеркивает эксперт, поэтому бизнес в Беларуси не умер — он идет, но с большими ограничениями и под государственным контролем. И с одной стороны, его стимулируют обещанием льгот и преференций, а с другой — подстегивают административно, спуская через облисполкомы разнарядку на «как минимум один» перспективный инвестиционный проект в каждом районе.
Но, конечно, вопрос еще в эффективности этих проектов.
Если проекты будут неэффективны, то в какой-то период времени экономика покажет определенный рост, но потом перенакачка дешевыми ресурсами приведет к инфляционным процессам.
С внешними инвесторами дела у Беларуси обстоят гораздо хуже — привлекательным инвестиционным климатом страна похвастаться не может, а потому иностранный капитал вовсе не стоит в очереди, желая вложиться в развитие или строительство новых белорусских предприятий.
— Можно реализовать совместные проекты с Россией — на уровне правительственных договоренностей, но чтобы частный капитал самостоятельно пошел в страну, где не очень хорошая инвестиционная ситуация и далеко не лучший имидж, это мы вряд ли увидим, — дополняет Анастасия Лузгина.
— Смущает сама программа «Один район — один проект». Даже если опустить советский подход «реализовать в ближайшую пятилетку», насколько правильно создавать предприятия повсеместно в регионах, хотя далеко не в каждом районе есть благоприятные условия?
— Такая обязательная разнарядка напоминает прежние установки по развитию села, когда была принята госпрограмма, которая включала строительство нескольких сотен агрогородков. Надо, не надо — все равно ставили повсеместно пять домиков для того, чтобы специалисты не уезжали, а оставались на селе. Ничем хорошим это не закончилось.
То же самое и в этом случае. Цель-то благая — развивать районы, но постановка вопроса — в административном порядке обязательно инвестировать и построить что-то, хотя предприятие, возможно, не приживется или его продукция не будет иметь спроса и его нужно постоянно поддерживать, или не хватит ресурсов для эффективной организации производства, — это не очень хороший подход.
Государство, безусловно, должно создавать условия для развития регионов, формировать стимулы для этого. Белорусский IT-сектор в свое время отлично продемонстрировал, как это работает, когда есть условия, есть внешний спрос и хорошие специалисты, а государство, при этом, не мешает бизнесу развиваться.
Но вот такое списочное распределение, чтобы у каждого района было по одному новому предприятию, на мой взгляд, не есть правильно. Зачастую государственное регулирование вступает противоречие с законами рынка, и в результате запущенные проекты становятся долгостроями, не окупаются вовремя (или вообще не окупаются) и т. д.
Беларусь действительно столичноцентрична, и проблема регионального и местного развития стоит не первый год:
— Более 50% всего ВВП страны формирует Минск и Минская область, мы, по сути, страна одного города, и это плохо для экономики, — говорит Анастасия Лузгина. — Но решать эту проблему повсеместным насаждением инвестпроектов и жестким государственным контролем инвестиций, — на мой взгляд, не лучший вариант.
Мало построить предприятие в каком-нибудь депрессивном районе, там нужно еще создавать инфраструктуру. И, возможно, стоит не развивать сразу все районы, а чтобы инвестиции вначале пришли туда, где уже есть база или интерес инвесторов, чтобы построить что-то действительно нужное?
Иначе будет как с агрогородками. Или как с цементными заводами — построили их, вложили деньги, а потом оказалось, что цемент в таком объем не нужен. Похожая ситуация и в сельском хозяйстве, которым власти очень гордятся: да, продукция востребована, часть ее идет на экспорт, но сколько там было льготных кредитов и сколько туда ресурсов вкладывается до сих пор?
Скорее всего, чиновники отчитаются о полученных результатах. Какие-то проекты будут даже успешными. Но какими будут издержки и отдача вложенных инвестиций — большой вопрос.
Читайте еще
Избранное